Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Category:

Украина – страна киноискусства

14 сентября в нашей державе отметили День украинского кино. И хоть сегодня процесс возрождения важнейшего из искусств проходит со скрипом, украинский кинематограф в среде киноманов Европы и мира считается одним из заметных и имеет свою долгую и колоритную историю. Надо признать, за последние 3 года появилась надежда на возрождение киноискусства и кинобизнеса Украины.

День украинского кино получил статус официального государственного профессионального праздника сравнительно недавно, в 1996 году.


логотип из группы ВКонтакте «Розвиваємо разом УКРАЇНСЬКЕ кіно» / http://vk.com/club8003589

В 1990-е постсовковые годы украинское кино значительно отстало от восточноевропейского и, естественно, от наших северных соседей. Эксперты связывали бедственное положение отечественного кинематографа со многими причинами. Но ключевые проблемы украинской киноиндустрии состояли в несовершенном законодательстве. В то время пока производство фильмов на Российской Федерации постепенно поднималось до советского уровня, в Украине, в виду различных причин, отечественные фильмы хоронились на корню. И не мудрено, ведь все годы независимости страной управляли пророссийские политики либо бывшие комсомольцы-коммунисты с советским менталитетом.

Украинский парадокс: отрасль, которую по доходности во всем мире сравнивают с наркобизнесом или торговлей оружием, власть не жаловала. Казалось бы, в парламенте сидят далеко неглупые люди, большая часть из которых – бизнесмены. Но дать толчок развитию отечественному кино Верховная Рада отважилась лишь спустя 18 лет независимости. Все украинское киносообщество находилось в ожидании либо чуда, либо полного отчаяния. Многие давали пессимистичные прогнозы и не верили, что закон все-таки будет подписан.
В начале 2010 г. парламент проголосовал за кардинальное улучшение условий развития украинской индустрии фильмов.

Ознакомиться с некоторыми нюансами закона № 2595 о внесении поправок к Закону Украины «О Кинематографии» и узнать, почему украинское кино имеет шансы обогнать по количеству и качеству российский кинематограф подробнее можно здесь:

Кино будет. Украинское

«В кино вместо бюста нужно показывать сердце»


*****
«Кинематограф стал реальным источником заработка еще в конце ХІХ в. В Украине начало кинопроизводству положили ремесленники-фотографы, а владельцем кинотеатра мог стать даже гражданин без подданства.
Сам аппарат у нас был неказистый, и стоял он на полке рядом с детским скарбом, но и он обладал способностью вызывать в темной комнате на пустой белой простыне самые удивительные образы; во времена, не знавшие кинематографа, этого было достаточно, чтобы возбуждать в зрителях (и не только в детях) восторг. Стоило зажечь лампу, помещавшуюся внутри жестяной коробки, вставить в "коридорчик" между лампой и передней трубкой раскрашенное стеклышко, как на стене появлялись чудесно расцвеченные, совершенно необычайных размеров картины!
Что бы сталось со мной, если бы в 1878 г. на семейной елке новенький фонарь показал бы на белой стене нашей залы то, что теперь может увидеть где угодно и сколько угодно даже весьма малоимущий ребенок?
»

Из воспоминаний Александра Бенуа, известного художника, деятеля искусств "Оптические игрушки"

Исторические вехи украинского кинематографа

В 1893 году главный механик Одесского Новороссийского университета Иосиф Тимченко изобрел и сконструировал прототип современного киносъемочного аппарата и аппарата для кинопроекции. Тогда же он совершил первые в мире киносъемки - снял всадников и метателей копий. С 7 ноября по 20 декабря 1893 года в гостинице «Франция» (Одесса) демонстрировались эти две ленты.

Хотя официально считается, что история украинского кинематографа началась в сентябре 1896 года на Слобожанщине, где фотограф Альфред Федецкий снял несколько короткометражных хроникальных документальных сюжетов, а в декабре - почти год в год с первым публичным киносеансом в Париже - Альфред Федецкий устроил киносеанс в Харьковском оперном театре - первый публичный киносеанс в Российской империи. Во Львове 13 сентября 1896 начались регулярные киносеансы французских фильмов в Пассаже Гаусмана.

Одним из пионеров украинского кинематографа был сичеславский кинооператор и кинорежиссёр Даниил Сахненко.
В 1911 году в пригороде Екатеринослава (в поселке Лоцманская Каменка) Сахненко снял первый полнометражный немой игровой фильм украинского производства - «Запорожская Сечь».

*****
Любопытные воспоминания нашел на сайте Сними фильм о развитие синематографа в Киеве и некоторых украинских городах до большевистского переворота:

11 января 1914 года младший архитектор Коробцов вместе с брандмайором и чином полиции отправились по нескольким киевским синематографам с ревизией — неожиданной для их владельцев.

В центре города, на улице Большой Васильковской, 8 на складе кинематографической конторы Харитонова из Одессы нашли 12 коробок с почти тремя тысячами метров пленки.

У Овчинникова, представителя доктора Бендерского, найдено десять тысяч метров пленки, некоторые были в картонных коробках, к тому же в комнате обнаружено немало горючего материала, деревянных ящиков, бумажных пакетов с описанием картин. На складе по ул.Кузнечной три тысячи метров пленки находились в металлических коробках. На следующий день киевский полицмейстер получил письменный отчет и к нему предложения: "В виду нарушения правил хранения целлюлоидной ленты для кинематографа в означенных здесь складах, строительное отделение Киевского губернского правления просит Киевского полицмейстера склады эти закрыть и привлечь владельцев к ответственности и о последующем донести".

За каких-то десять лет увлекательная салонная забава аристократических усадеб и в то же время балаганная потеха, собиравшая на торжищах сотни простолюдинов, превратилась в обычное, порой скучное зрелище. Поражала лишь магия подвижных картинок. Иллюзия синематографа стала реальным заработком еще в последние годы ХІХ в.
Канцелярию городской управы Киева буквально заваливали прошениями разрешить обустроить кинематограф и простые мещане, и крестьяне, и купцы, представители военных чинов. Домовладельцы доходных домов просили разрешения на переустройство усадьбы, достройку на один этаж или переоборудование одного из этажей специально под "синематограф с движущимся посредством электричества картин".

Со временем рассмотрение таких заявлений стало прибыльным делом для управы. В первую очередь рассматривались те из них, которые должны бы принести не только прибыль их владельцам, но и пользу городу. В двадцать один рубль, оплаченный по квитанции в городскую управу в июле 1913 года, обошлось киевлянке Веллине Драгомановой рассмотрение чертежей деревянного кинотеатра, крытого брезентом, который она возвела в саду консерватории, а потом еще сто рублей оплатила за осмотр кинематографа комиссией перед открытием.
Киноаттракционы открывались чуть ли не ежедневно. В архивах сохранилось несколько сот разрешений на открытие салонов синема — трудно даже представить их реальное количество в то время. В первые годы ХХ в. под "биографы", "иллюзионы", "синематографы", "электротеатры" обустраивали флигели, фойе гостиниц, ресторанов, разные этажи домов, театры миниатюр, открытые эстрады в городских садах и парках. Украинский киновед Моисей Ландесман, начинавший свою карьеру в кинопрокатной конторе Спектора в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), вспоминает, что в 1900-е годы под иллюзионы приспосабливали склады, магазины, танцклассы.
В 1897 году в Киевском дворянском собрании состоялся первый пробный сеанс живых картин кинематографа Люмьера. Наверное, именно в тот рождественский вечер, 3 января, киевский антрепренер, владелец театральной труппы Николай Соловцов познакомился с агентами Люмьеров и уже через несколько месяцев приобрел модель киноаппарата серийного производства, который по техническим характеристикам превосходил все остальные — был съемочным, проекционным и копировальным одновременно.

Со временем иностранному ширпотребу серьезную конкуренцию стали составлять отечественные киноленты, которых с каждым годом становилось все больше. Кинохроники, художественные инсценировки снимали в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе.

В 1907 году в Киеве в фотоателье на Крещатике, 39 сняли на стодвадцатиметровую пленку сценку "Кочубей в темнице". Через несколько лет на Сырце рядом с фотоателье появился съемочный павильон.

Играли преимущественно актеры украинских театров, за мизерную плату. Летом 1914 года на Лукьяновке открылась крупнейшая в то время в Украине студия "Светотень", которую основал инженер Писарев. Он привлек к съемкам театральных актеров, пользовавшихся большим успехом.

В 1909 году в Министерство торговли и промышленности в Киеве поступило срочное письмо, в котором был представлен проект "Первого русского акционерного кинематографического общества". Дело было рассмотрено, и генерал-губернатор города дал добро на создание нового объединения, поскольку учредитель общества киевлянин Сергей Андреевич Френкель, державший собственную контору на Крещатике и склад по эксплуатации синематографических картин.

В начале 1916 года бестселлером для киевлян была кинодрама "Крик жизни", где играла известная певица Надежда Плевицкая. Наибольшую выгоду от демонстрации ленты получил кинотеатр "Корсо" на Крещатике. В июле 1918 года киевляне массово шли в кинотеатр "Новый мир" на Крещатике, 31. Здесь демонстрировали фильм "Последнее танго" с Верой Холодной в главной роли. А в августе местом кинопаломников стал театр "Колизей" на Крещатике, 43.

Тот, кто стремился быть модным и первым смотреть новейшие ленты, должен был раскошелиться на один-два рубля, чтобы купить билет в кинотеатр на премьеру. А также следить за прессой. О новинках синематографа рассказывала газета "Киевский кинематограф", выходившая дважды на неделю с 1912 года.

Качество вторичного сеанса было похуже — оригинальная пленка, как правило, имела механические повреждения, рвалась, качество копий тоже было не лучшим. Но и цена билета на такие сеансы была меньше — 20-50 копеек.
Одна из киевских газет в 1911 году сообщала об открытии на ул. Институтской театра миниатюр с синематографом: "Театр давки — так бы следовало назвать "Театр миниатюр".

В 1911 году Министерство внутренних дел приняло специальное постановление об обустройстве кинематографа.
Крупнейший кинотеатр Одессы на ул. Екатерининской насчитывал 320 мест для зрителей в партере и на балконе, клуб-кинотеатр в Горловке — 300 мест. Двухэтажный кинотеатр в Гадяче на 500 мест имел естественное освещение зала и кассового вестибюля.

Едва ли не на всю империю славились четыре иллюзиона в Севастополе, три кинотеатра в Мариуполе, пять кинотеатров в Екатеринославе, среди которых "Гигант" на тысячу мест. В Киеве лучшими считали кинотеатры Шанцера. Один из них — Grand-Theatre Express, открывшийся в 1912 году на Крещатике, своей роскошью поражал даже иностранцев.

Австрийскому подданному Шанцеру принадлежала целая сеть театров-кинематографов. В 1909 году он покупает усадьбу с недвижимым имуществом в Киеве по улице Николаевской, 11, дома на Крещатике, 38 и Институтской, 22. Потом открывает на Крещатике синематографический колизей по соседству с кафе и более чем десятком магазинов.

А потом "Корсо" на Крещатике, 25 и величественный Grand-Theatre Express — тоже на Крещатике, на который ушло 300 тысяч рублей. Талантливый предприниматель всегда был впереди паровоза, а вернее аэроплана. В 1913 году на всех экранах большой империи демонстрировалась документальная хроника первого группового перелета Киев — Нежин — Киев на борту аэроплана с авиатором Нестеровым.

Киевские окрестности, Днепр и Десну с высоты 1500 метров снимал кинооператор Добржанский, работавший на киностудии "Экспресс". С 1911 года эта киностудия, которую открыл Шанцер при своем самом известном кинотеатре, выпускала хроникальные и зрелищные ленты.

Слава о Шанцере, его студии и кинотеатрах распространялась далеко за границы Киева. Шанцер подал прошение о подношении великому князю Андрею Владимировичу кинематографической ленты, которая запечатлела его пребывание в Киеве 25 мая 1912 года и празднование 100-летнего юбилея 130 пехотного Херсонского полка. Киевский губернатор докладывает в связи с этим под грифом "Секретно" генерал-губернатору. После такого откровенного досье на прошении кинопредпринимателя генерал-губернатор наложил свое резюме: "Прошение не заслуживает внимания".

Была еще одна история по делу кинопредпринимателя Шанцера. В 1912 году в его кинотеатрах прокрутили ленту-хронику с похорон украинского композитора Николая Лысенко. Процессия превратилась в стихийную демонстрацию киевлян — сторонников украинского освободительного движения, однако власти забили тревогу только, когда начался показ документальной киноленты. Два кинотеатра Шанцера после конфискации фильма были закрыты. Некоторое время после этого судачили, мол, Шанцер иностранный шпион и передает за границу съемки секретных объектов.

Кинотеатр Шанцера "Экспресс" и в советские времена еще долго держал марку лучшего в стране. В 30-е годы он был переоборудован под звуковой. Первый в Киеве звуковой кинотеатр стал носить имя Карла Маркса.
Весь мир убежден, что кино — изобретение французов братьев Люмьер. Но, так ли это? Судите сами:

28 декабря 1895 года на парижском бульваре Капуцинов показали на экране поезд-экспресс.

Но в то же время в Одессе показывал свои "живые фотографии" украинский механик Иосиф Тимченко. Он публично продемонстрировал свое техническое ноу-хау — прототип киноаппарата — на ІХ съезде российских природоведов и врачей в январе 1894 года!

Харьковчанин Альфред Федецкий 30 октября 1896 года снял документальную ленту "Перенесение куряжской Божьей матери в Харьковский Покровский монастырь". Через месяц Федецкий демонстрировал в Харькове свою ленту "Джигитовка казаков 1-го Оренбургского казачьего полка". Собственно, по словам историка Михаила Рыбакова, эти ленты положили начало фильмопроизводству в Украине, а уже впоследствии в целом в Российской империи.

Киевского фотографа Николая Феофановича Козловского считают первым украинским профессиональным кинооператором. В 1906 году демонстрировал в фотоателье собственные киносъемки, например, "Наводнение на Днепре в Киеве 1907 года". К 1917 году Козловский снял 60 фильмов. Работал на Одесской киностудии, в частности с Александром Довженко над лентой "Сумка дипкурьер".

За семь с половиной месяцев гетманской власти в 1918 году украинский кинематограф достиг значительных успехов. Возникают украинские киностудии, кинофабрики, курсы, общества и т. п. Одним из наибольших заведений того времени было объединение "Художественный экран" (кинофабрика и студия экранного искусства), созданное по инициативе известного деятеля культуры Давыдова.

Студия открыта в октябре 1918 года на Крещатике, 36. В том же году начались съемки украинских фильмов: студия "Украинфильм" объявила конкурс сценариев на украинском языке на исторические и бытовые темы. В Киеве создаются кинообщество "Кинофильм", кинофабрика лент "Дельта" и киностудия "Акционерного общества "Либкен". В январе 1919 года советская власть передала театры и кинотеатры в ведение Наркомпросу. В истории украинского искусства начался этап русификации и коммунистической идеологизации — советский период Госкино.

*****
Пионеры украинского кинематографа начала 1900-х годов предпочитали экранизации популярных украинских спектаклей «Наталка Полтавка» (с участием известной актрисы Марии Заньковецкой), «Москаль-волшебник», «Служанка». Тогда же, сообщает сайт FILM.UA Group , имела место попытка создать фильмы на украинскую историческую тематику, тоже на театральной основе. Королевой экрана тех времен была Вера Холодная, которая родилась в Полтаве и много снималась в Одессе.

С 1919 г. под оккупацией большевиков в Украине начинается тотальное огосударствление кино. В 1922 году было основано Всеукраинское фотокиноуправление, которому удалось реконструировать одесское и ялтинское предприятия, а в 1928 году ввести в действие киевскую кинофабрику (будущую Киевскую киностудию им. А.Довженко) - одну из крупнейших и самых современных на то время в мире. Вместе с тем, игровое кино пыталось соединить коммунистическую тематику с традиционной для предыдущего периода мелодрамой и приключенческими жанрами.

В Одессе проходили съемки многих фильмов. В 1925 г. на экраны страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», который вошел в десятку лучших фильмов мирового кинематографа и стал визитной карточкой Одессы.

В конце 1920-х гг в украинском кинематографе все громче стало заявлять о себе новое модернистское течение, сформировавшееся в сотрудничестве режиссера Леся Курбаса с писателями Майком Йогансеном и Юрием Яновским. Тернистый путь преодолевал в кино самобытный режиссер и сценарист, известный скульптор Иван Кавалеридзе («Ливень», «Перекоп»).

Особую роль в становлении украинского киноискусства сыграли фильмы Довженко «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930). Его творчество преподнесло отечественный кинематограф до мирового уровня. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия) в результате опроса, проведенного Бельгийской Синематека среди 117 выдающихся критиков и киноведов из 26 стран мира, фильм «Земля» был назван в числе 12 лучших картин всех времен и народов. Стилистика, созданная Довженко, положила начало направлению, которое определяют как «украинское поэтическое кино».

В 1930 г. в Украине появляется первый звуковой фильм - документальная лента Дзыги Вертова «Симфония Донбасса», а в следующем году зрители услышали голоса актеров в художественном фильме Соловьева «Фронт».
Украинское кино времен Второй мировой войны, частично эвакуировано на восток, было преимущественно подчинено идеологическим задачам военной поры. Вместе с тем, в это время были сняты и настоящие киношедевры. К ним можно отнести фильм «Радуга» Марка Донского по сценарию Ванды Василевской, который с необыкновенной художественной силой передает трагедию оккупированного украинского села. Фильм получил ряд международных наград, но, несмотря на распространенные слухи, так и не получил «Оскар».

Хотя украинские фильмы 1945-53 гг были ограничены жесткими канонам соцреализма и сталинизма, их большую ценность составляют высокий уровень актерской игры и высокопрофессиональные работы кинооператоров.
Во времена политической «оттепели» при Хрущеве второй половины 1950-х - нач. 60-х гг стремительно растет украинская кинопродукция. Появляются украинские фильмы, которые до сих пор пользуются большим зрительским успехом: «Весна на Заречной улице», «Жажда», «Иванна», «Сон», «За двумя зайцами».

Украинский кинематограф 1960-70-х годов представлен именами мирового значения: режиссеры Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, Леонид Осыка, Николай Мащенко, актеры Иван Миколайчук, Юрий Шумский, Гнат Юра, Константин Степанков, Николай Гринько, Богдан Ступка.

В это время появляются ленты, которые положили начало уникальному феномену «украинского поэтического кино»: «Тени забытых предков» Сергея Параджанова (1964), который получил вторую премию на 7 Международном кинофестивале в Аргентине, «Колодец для жаждущих» Юрия Ильенко (1965), «Каменный крест» Леонида Осыки (1968), «Верность» Петра Тодоровского (1965).

Однако реакционная политика московского застоя фактически уничтожила украинское поэтическое кино. Режиссер С. Параджанов был удален из кинематографа и гражданской жизни. «Авторский» шедевр Киры Муратовой «Долгие проводы» (1971) оказался под запретом. Драматическая судьба также постигла фильмы Юрия Ильенко «Вечер на Ивана Купала» (1968) и «Белая птица с черной отметиной» (1971), который триумфально получил Золотой приз Международного Московского фестиваля.

В годы брежневского застоя в СССР разворачивается новый виток борьбы против национальной украинской культуры. Уничтожаются украинские учреждения, происходит тотальная русификация, производится методическая и целенаправленная травля украиноведов, репрессии за украинство, начинаются волны арестов и серии политических процессов.

Несмотря на бюрократизм украинского кинопроцесса времен брежневской реакции в 1970-80 гг появляется ряд фильмов, созданных сильными творческими личностями. На пороге застоя Леонид Быков снимает картину «В бой идут одни "старики"» (1972), а в 1983 г. Роман Балаян, после нескольких высокопрофессиональных экранизаций классики, в фильме «Полеты во сне и наяву» точно передает феноменологию того времени.

Во времена перестройки создается много фильмов, посвященных острой социальной проблематике - «Астенический синдром» Киры Муратовой (1989), «Бич Божий» Олега Фиалко (1988), «Распад» Михаила Беликова (1990) и другие. Фильм Юрия Ильенко «Лебединое озеро. Зона» (1989) получил широкий международный успех, став своеобразной антитоталитарной киноэмблемой.

*****
В Украине действуют несколько киностудий, самыми знаменитыми из которых являются Национальная киностудия им. Довженко (Киев), Одесская и Ялтинская киностудии, Национальная кинематека Украины, FilmUA и др.
У нас проходят несколько кинофестивалей, в т.ч. Киевский международный кинофестиваль «Молодість», Одесский международный кинофестиваль, кинофестиваль «Крок», Международный фестиваль короткометражных фильмов "Харьковская сирень".

*****

Одними из последних полнометражных украинских лент стали – «Иван Сила», «Трубач» и «Параджанов», режиссеров Е. Фетисовой (Украина) и С. Аведикяна (Франция), который номинирован на престижную премию Оскар от Украины в номинации Фильм на иностранном языке.

В отборе также участвовали картины «Вечное возвращение» реж. Киры Муратовой и «Хайтарма» Ахтема Сейтаблаева. В Украинском Оскаровском комитете сообщили, что за фильм «Параджанов» было отдано 6 голосов членов Комитета из 10, за «Вечное возвращение» и «Хайтарму» - по 2 голоса.

«Параджанов» снят в копродукции Украины, Франции, Грузии и Армении при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино. С украинской стороны фильм представляет киностудия Интерфильм.

Номинанты «Оскара» в 24-х категориях будут объявлены в США 16 января 2014 года, а сама 86-я церемония вручения премии за заслуги в области кинематографа за 2013 год состоится 2 марта 2014 года в Dolby Theatre в Лос-Анджелесе.

Довженко
life.pravda.com.ua

*****
В апреле 2013 г. украинские киношники рассказали об амбициозных планах на ближайшие годы.
10 полнометражных кинопремьер в следующем году, 20 - через 2 года, 2-3 приза мировых фестивалей класса «А» в год, работающая схема ко-продукции и новый подход к кинообразованию – таковы планы Украинской киноассоциации (MPAU), озвученные ее обновленным руководством.

Украинская киноассоциацияMPAU как ассоциация, представляющая интересы украинской киноиндустрии, за прошлый год добилась значительных успехов, позволивших существенно улучшить киноситуацию в стране. Были установлены партнерские взаимоотношения с Госкино, что предоставило хорошие стартовые условия для реформ и развития. Был увеличен бюджет господдержки национального кино, пролоббированы налоговые каникулы для кинопроизводства до 2016 года, отлажены механизмы государственного финансирования, - например, кино было выведено из системы государственных тендеров, была определена стоимость минуты экранного времени. Во многом благодаря этим достижениям сейчас в производстве находятся почти 80 национальных фильмов, из них – 14 полнометражных, пишет Сними фильм .

«Мы, совместно с Госкино, много сделали для улучшения ситуации в украинском кинематографе, - отметил Глава Украинской киноассоциации Денис Ржавский. – Но это только первые шаги, начало глубинных изменений во всей киноиндустрии».

Для достижения новых задач исполнительным директором MPAU назначен Игорь Савиченко, известный продюсер и деятель киноиндустрии. 2 апреля 2013 года киносообществу была представлена масштабная программа действий MPAU на ближайшие 2 года, охватывающая все сферы киноиндустрии – от разработки заявок до проката. «Наш основной приоритет – реформирование украинской киноиндустрии по европейскому образцу, - объявил Игорь Савиченко. – Мы спланировали совместные действия киноассоциации, Госкино и основных игроков кинорынка. Эти действия позволят создать настоящую киноиндустрию и дадут нашим зрителям действительно качественное кино. Украина сможет занять достойное место в современном мировом кинематографе».

В ближайших планах MPAU – увеличение доли господдержки, введение особого статуса для дебютантов и участников фестивалей класса «А», разработка пакета документов, регламентирующих госфинансирование кино, создание электронной системы документооборота в Госкино, принятие единой формы сметы.
Одной из первоочередных задач Ассоциация считает создание системы дистрибьюции национальных фильмов, где будут не лишними господдержка продвижения кино и представления его на международных фестивалях, выдача грантов для национального проката.

По мнению членов Ассоциации, отечественное кинообразование, застрявшее в советских временах, нуждается практически во всем: системе грантов, усовершенствовании существующего и развитии последипломного образования, организации циклов обучающих мероприятий, в частности, с привлечением средств европейских фондов, переводе современной кинолитературы.

Отдельная важная часть будущей деятельности MPAU – содействие Госкино в развитии международных отношений, подписание международных Договоров о совместном производстве с европейскими странами, странами СНГ и Прибалтики, вступление в Eurimage и другие международные объединения.

В кинотеатральной системе MPAU будет содействовать введению электронного билета и системы контроля качества кинотеатрального оборудования и обслуживания.

Жизненно-важным для существования украинского кинематографа является формирование внебюджетных фондов поддержки кино и работа с телевидением, вовлечение его в процесс как игрока кинорынка, заинтересованного в развитии отечественного кинопроцесса.

Напомним, сегодня MPAU представляет интересы практически всех основных игроков украинской киноиндустрии. На конференции 2 апреля к 18-ти ее существующим членам присоединились еще 7.

MPAU создана в конце 2011 года с целью объединения действующих продюсеров, дистрибьюторов, компаний-производителей, а также учебных заведений в области кино. Главной целью Ассоциации является формирование четких и прозрачных правил игры в сфере кино, как среди участников рынка, так и при взаимодействии с государственными органами.

******
Живо ли украинское кино, задался вопросом ресурс Newsplot.org ? Государство решило доказать, что да. Осенью нас ждет 6 украинских кинопремьер, которые должны убедить, что и мы снимать умеем.

Доля украинского кино выросла с нуля до 1,5%

И хотя пока 85% всей кассы кинопрокатчиков приходится на американские фильмы, украинское кино очень скоро ожидает эпоха Возрождения. На этом фоне 1,5% доли прибыли от украинского кино в прокате выглядят жалко, но еще 2 года назад об этом можно было только мечтать.

С чем связан рост интереса к украинскому кино?

Одна из причин — увеличение расходов государства на кинематограф. Больше денег — больше фильмов. За последние четыре года бюджетное финансирование отечественного кинематографа увеличилось почти в 28 раз! С 6,05 млн грн в 2009 году до рекордных 167,5 млн грн в 2012 году.


Год Расходы государства на съемки кино (млн грн)
2009 6,05
2010 24,889
2011 117,64
2012 167,54
2013 146,687

В 2012 году украинское кино отпраздновало первую маленькую победу. « ТойХтоПройшовКрізьВогонь» Михаила Ильенко, снятый полностью за счет государства (16 млн грн), стал первым отечественным фильмом за годы независимости, который вообще попал в прокат и даже сумел покрыть затраты на дистрибуцию, собрав 1,7 млн грн. Посмотреть его пришло 86 тысяч украинцев.

Но это только начало. До конца 2013 года ожидается еще 6 украинских кинопремьер.

Что это за фильмы?

Осень 2013: главные украинские кинопремьеры
Фильм

Жанр

Режиссер

Актеры

Бюджет

Премьера в Украине

«Гамер»

драма Олег Сенцов Владислав Жук,
Александр Федотов,
Жанна Бирюк
6 млн грн

осень—зима 2013 г.
«Иван Сила»

детский исторический

Виктор Андриенко
и Игорь Письменный
Виктор Андриенко,
Ольга Сумская,
Василий Вирастюк
15,5 млн грн.

3 октября 2013 г.

«Параджанов»

драма

Серж Аведикян
и Елена Фетисова
Серж Аведикян,
Юлия Пересильд,
Карэн Бадалов,
Михаил Пшеничный
11,2 млн грн

осень 2013 г.

«Тени незабытых предков»

триллер, комедия, детектив

Любомир Левицкий

Богдан Юсипчук,
Ольга Фреймут,
Дмитрий Ступка,
Роксолана Кравчук,
Ольга Сумская
8 млн грн

19 сентября 2013 г.

«Затерянный город»

фэнтези

Виталий Потрух

Ирина Новак,
Андрей Джеджула,
Сергей Романюк
6 млн грн

осень 2013 г.

«Трубач»

детский

Анатолий Матешко Алексей Горбунов,
Владимир Горянский,
Нонна Гришаева
16 млн грн

осень—зима 2013 г.



Какой путь избрать Украине?


Американская модель финансирования «найди деньги сам» более успешна, чем европейская «вот вам деньги, снимите что-то»
Средний бюджет фильма, $ Доля государства в финансировании, % Среднее количество зрителей
Европа 0,66 млн 75 150 тыс.
США 15 млн 1 10 млн

Очевидно, что в Украине есть киноталанты. В 2008–2012 годах 10 украинских картин участвовали в международных кинофестивалях, 8 из них получили награды.

Но, как это у нас принято, нет правильного бизнес-подхода. Украинский кинематограф до сих пор не воспринимается как бизнес — по-прежнему довлеет советский стереотип, что кто-то должен дать денег.

Однако кино должно заботиться само о себе: и о законе, и о деньгах, и о темах.

Что необходимо сделать, чтобы украинцы смогли смотреть свое национальное кино:


  • снимать кино с ориентацией на прокат — полнометражные картины;


  • государство должно содействовать развитию всеукраинской сети кинозалов: из расчета 1 кинозал на 20 тысяч зрителей необходимо около 3 тысяч залов;


  • международные кинофестивали для украинских фильмов должны стать площадкой для поиска инвестиций в отечественную киноиндустрию;


  • государственная поддержка не должна сводиться к банальному выделению денег на съемки, необходимо также содействие всем игрокам киноиндустрии: налоговые каникулы для отечественного кинематографа и проката, дотация на стоимость билетов на украинские премьеры, развитие сети кинокружков в школах.


Только тогда украинские фильмы будут в состоянии отвоевывать аудиторию у голливудских блокбастеров. Иначе на 5 снятых за деньги налогоплательщиков лент, в лучшем случае, придется один успешный проект, а зритель проголосует за тот «попкорн», который ему сейчас предлагают в кинотеатрах.
Tags: актеры, архивы, бизнес, законодательство, инвестиции, история, кинематограф, культура, мистецтво, національний виробник, праздники, режиссеры, українство, українське, фильмы, цікаве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments