Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Category:

Аллах Акбар! На Красной площади стоит мечеть Василия Блаженного, а не православный храм.

Этот пост родился спонтанно в комментариях к заметке «За сколько христопродавки Femen оголяют прыщики?». Мой мусульманский друг россиянин muslim_site задался вопросом: «"в соборе Василия Блаженного на Красной площади, который построен из мусульманского культового сооружения". Олег, пожалуйста, вкратце расскажи тут эту историю. О таком вообще, даже намёком, не подозревал». Озадачено ответил: «В материале о Москве.. типа "златоглавой" была только маленькая цитата "Татарский символ Арбат и подобие казанской мечети Кул-Шерифа - храм Василия Блаженного яркое тому подтверждение....
«"Свержение татарского ига" свелось к замене татарского хана православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву. Даже персонально значительный процент бояр и других служилых людей московского царя составляли представители татарской знати. Русская государственность в одном из своих истоков произошла из татарской, и вряд ли правы те историки, которые закрывают глаза на это обстоятельство или стараются преуменьшить его значение"» Князь Трубецкой Н.С" - http://oleg-leusenko.livejournal.com/693087.html

..Кстати, именно возле собора Василя Блаженного стоит памятник Минину и Пожарскому, которые являются прямыми потомками тюркской знати))
».

Неожиданно на выручку в наш диалог вклинилась моя подруга olex_d . Да еще и как! Кроме собственного шикарного комментария, Ольга поделилась интересной дополнительной ссылкой. Итак, развенчиваем очередной миф московского улуса:

Позичив звідси radiodieta at Это церковь? Это мечеть! Ислам на Красной Площади...
(трошки скорочено)

То, чего вы не знали о Соборе Василия Блаженного...

.


.

aвтор: Нураддин МЕХТИЕВ

На Красной площади в центре Москвы стоит Собор Василия Блаженного, считающийся гордостью русского зодчества. Он отличается не только красотой и богатством архитектуры, этот памятник символизирует русское зодчество в мировой архитектуре.

Второго октября 1552 года после двухмесячной изнурительной осады и жестокого штурма, сбив Арские ворота, русское войско ворвалось в горящую Казань. На всех городских улицах и площадях шли бои. Путь к ханскому дворцу русским преграждало самое сильное сопротивление у стен мечети Кул-Шариф. Ученики медресе во главе с Сеидом Кул-Шарифа выдержали несколько нападений русских. Но вскоре защитники мусульманского центра Поволжья были повержены, и Казань

была захвачена.

Почему мы начали разговор с мечети Кул-Шариф в Казани? Дело в том, что царь Иван IV, завоевав Казань, был очарован многими строениями города, в том числе и мечетью Кул-Шариф. Исторические источники утверждают, что Иван IV приказал зодчим Поснику и Барме построить в центре Москвы церковь наподобие казанской мечети Кул-Шариф. Эта церковь должна была символизировать победу Ивана IV над Казанью (над мусульманами), которая открыла путь к Каспийскому морю и превращение Московского княжества в Русскую Империю. Существует два символа победы русских над самым большим препятствием на пути распространения русских на юг - мусульманами (татарами-булгарами). Один из этих символов - возвышающаяся в центре Москвы церковь Покрова (Василия Блаженного) 1556-1559, второй - разрушенная в Казани мечеть Кул-Шариф, жемчужина Исламского зодчества Поволжья XVI века.

В русских исторических источниках мечеть Кул-Шариф именуется "Кулшарифовой". Многие ученые, проводившие исследования в отношении мечети (Михаил Худяков, С.С. Айдаров), утверждают, что мечеть не исчезла бесследно после вторжения русских. Она была перестроена в каменный Благовещенский собор.

Хотя нет точного изображения мечети Кул-Шариф, но по рисунку Дженкинсона и изображению летописца, приложенной к летописи Казани XVI века, можно сделать предположение, что мечеть имела много минаретов. Число минаретов определяется от 6 до 8. Мечеть состояла из центрального шатра, окруженного 8 меньшими шатрами. По другой версии, мечеть Кул-Шариф похожа на мечеть-медресе Михрима-Султан, построенную в 1578 году в Эдирнекапи в Стамбуле. Эти факты подтверждают влияние Ближнего Востока, в том числе Османской архитектуры на исламское зодчество Поволжья в средние века.

А сейчас перейдем к основному вопросу. На каких научных фактах основана версия о том, что собор Василия Блаженного, возвышающийся на Красной площади в центре Москвы, построена по образу мечети Кул- Шариф в Казани? Насколько верны поиски особенностей исламского зодчества в соборе Василия Блаженного?

Исламская культура появилась на территории России не вчера и не является для этих мест чуждым понятием. /Еще со времен московского кыштыма/ происходил процесс вначале тюркизации, а затем исламизации русской культуры. Во времена существования Татарского Ханства в Поволжье и Сибири Ислам стал неотъемлемой реальностью в Русском государстве. И оно ещё более обогащалось. А что касается собора Василия Блаженного, то многие иностранные исследователи, сопоставляя этот памятник с многочисленными церквями, выделяют в нем отсутствие традиций русского православия, что в строительстве этого храма использовались стили "всех времён и народов". Даже французский император Наполеон Бонапарт,
завоеватель Египта, знакомый с многими мечетями Востока, войдя в Москву в 1812 году, назвал церковь Покрова мечетью.

Действительно, образ собора Василия Блаженного показывает, что он не является памятником русского православия. Исследователи искали корни его архитектуры в Азии, на Дальнем Востоке, в Западной Европе, культуре Византии, в Индии, священном Иерусалиме. Одна из гипотез выдвинута М. Худяковым. Она заключается в том, что собор Василия Блаженного построен под влиянием архитектурных традиций татар-булгар XVI века. Худяков свои предположения обосновывает, ссылаясь на летописи XVI века.

По мнению татарского автора Нияза Халида, церковь Покрова не является церковью, а скорее храмом. Величина здания, территория, которую он занимает, также опровергает предположение о том, что он является церковью.

Архитектуре каждого народа присущ собственный язык художественного образа. Не зная этого языка, нельзя определить значение какого бы то ни было памятника зодчества или установить к какой культуре он относится. В корне архитектуры собора Василия Блаженного лежат такие характерными черты татарского строительного искусства, как башенки, подобные минаретам татарских мечетей (мечеть Кул-Шариф, Елабугская мечеть, мечеть Аль-Джами аль-Каби в городе Булгар). Царь Иван IV, отдавая приказ о строительстве в Москве церкви, пожелал, чтобы она состояла из восьми столпов.

Есть и другое предположение о происхождении собора Василия Блаженного, по которому царь Иван IV пожелал построить такой памятник, который бы олицетворял Московскую Империю. Иван IV не скрывал своих захватнических интересов на юге, в Поволжье, планов о создании империи. Другими словами, он мечтал о создании имперской архитектуры. Лучшим воплощением этого стал собор Василия Блаженного, построенный наподобие мечети, над куполами которой вместо полумесяца были установлены кресты.

Существует ещё одна гипотеза, по которой царь Иван IV посчитал необходимым построить величественный памятник, чтобы завоевать статус "третьего Рима" для Москвы. С другой стороны, превращение константинопольской Ая-Софии, символа "второго Рима", в джами после захвата турками, подтолкнуло Ивана IV построить памятник-храм, который бы стал символом "третьего Рима". Вдобавок, этот собор должен был быть построен на основе мечети Кул- Шариф, похожей на джами Ая-Софию. Для того, чтобы установить связь между архитектурой собора Василия Блаженного и исламским зодчеством, сравним их с архитектурными памятниками исламского зодчества.

Мысленно изменим вид собора, представив себе отсутствие центрального шатра. Результат будет напоминать образец Османского зодчества XVI века. По предположению многих исследователей, мечеть Кул-Шариф в Казани имела именно такую форму. В архитектуру церкви Покрова в Москве попросту внесен центральный шатер, который и придает ей вид православного русского храма.

Ещё одной особенностью, отличающей собор Василия Блаженного от прочих русских церквей - это четыре столпа, или, говоря иначе, минарета. Единственным отличием их от минаретов, например, мечети XV века в Каире или от мечети в городе Булгар XVI века являются его украшение и декор.

Татарский автор Нияз Халит в своём труде "Архитектура ханской Казани" выдвигает еще более интересное предположение о соборе Василия Блаженного. Автор обращает внимание на то, что вид куполов храма напоминает головной убор. По его мнению, эту форму нельзя встретить в других русских памятниках XVI века. Она напоминает головной убор религиозных и государственных деятелей исламского мира. С другой стороны, подобные элементы присущи памятникам средневековья в Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Турции, Египта. Внутреннее убранство центрального шатра храма Василия Блаженного также напоминает образцы исламского зодчества. Кроме того спиралевидное украшение куполов храма имеет особенности исламской архитектуры (Брунов Н.И "Храм Василия Блаженного в Москве" 1988, 131- 139). Таким образом, из сказанного можно сделать следующий вывод. Является ли мечеть Кул-Шариф в Казани прототипом храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве?

Тех, кто причисляют храм Василия Блаженного к русской архитектуре, можно назвать простачками. В архитектуре храма невозможно не заметить "арабизмов", "тюркизмов", "фарсизмов". Все они являются отражением арабских, тюркских, персидских особенностей зодчества Булгар Поволжья, а говоря конкретно, мечети Кул-Шариф в Казани. Русские зодчие XVI века не имели возможности в течении 1-2 лет посетить страны Востока для изучения их архитектуры. С другой стороны мастера, построившие храм Василия Блаженного также не имели консультантов, обладающих энциклопедическими знаниями. Храм Василия Блаженного построен татарскими мастерами, попавшими в плен, под руководством человека (Посник Яковлев), хорошо знакомого с зодчеством Казани. Независимо от того, кем и под влиянием каких факторов построен, этот памятник был новшеством.



Позичив звідси olex_d at Мало того, что зиккурат-мавзолей, так еще оказывается и мечеть на Красной площади в Москве!!


_________________________________________________________________

...Действительно, разве ЭТО похоже на христианский храм?!!








А вот церковь Василия ВНУТРИ:





О! А вот план еще лучший, со сторонами света:

Алтарь в православном храме по канонам должен быть обращен всегда на восток. А здесь ЧТО обращено на восток?... И вообще, где здесь притвор, внутренняя часть, алтарь?.. Мы видим какие-то ходы непонятные во все мыслимые и немыслимые стороны... Причем эти планы почему-то отличаются друг от друга разительно: вот сверху мы видим какие-то будто разные постройки, расположенные вместе (ну, если это собственно и есть та самая мечеть Кул Шариф с 8-ю минаретами из Казани, то все тогда вполне понятно), а внизу мы видим все это как бы уже под одной крышей, но центральная часть совершенно другая, и еще некоторые существенные детали изменены вероятно в процессе перестройки и адаптации этого очень странного сооружения под некое подобие православного храма... Но все равно это перестроенное строение может быть скорее каким-то домом или дворцом со множеством комнат различного назначения, но уж никак не православным храмом!!..


Вывод: если это и храм, то точно не православный, а для православных ЭТО и вообще НЕ ХРАМ.
_____________________________________________________________________________

А вот и современный вид: соседство Благовещенского собора и новоотстроенной мечети Кул Шариф в Казанском Кремле:


(Там внутри очень красиво, кстати, и женщины внутри этой казанской мечети ничем не отличаются от женщин в храмах РПЦ - все те же пресловутые "платочки", да вероятно что отсюда они и пошли, т.к. нигде больше христианки в Европе платки в храмах не одевают.)

На том месте, где была первоначальная мечеть Кул Шариф, сейчас и стоит этот Благовещенский собор.

Не правда ли, очень интересное соседство?..



Кстати, когда постят фотки храмов России (а их часто постят православные), то никогда не проскальзывало вот это соседство, т.е. публикуют фотку Благовещенского собора, но без мечети, которая тут же рядом. Тоже интересно...

 *   *   *
А вот еще интересное фото - это та самая новопостроенная (или скорее воссозданная - оригинал ведь был уничтожен или сожжен во время захвата Казани Иваном Грозным) мечеть Кул Шариф в Казани:



В принципе это фото можно было бы тут и не постить вообще, но есть одна очень интересная деталь: посмотрите справа план храма, он вам ничего не напоминает?.. - т.е. то, что мы видим и в плане храма Василия Блаженного выше, а именно "два пересеченных под углом 45 градусов квадрата - известный в мусульманском мире знак, обозначающий благословение Аллаха".

Итак, по беглому взгляду  даже такого абсолютного неспециалиста в архитектуре мечетей как я -
1) где алтарь (алтари - ??) в храме Василия Блаженного? - точно что не на востоке;
2) полное несоответствие православному канону как плана собора, так и внутреннего убранства;
3) план собора Василия Блаженного явно напоминает в себе два пересекающихся квадрата, обозначающие в исламе "благословение Аллаха".

Значит, это никакой и не православный храм, а скорей всего мусульманская мечеть - та самая, которую разрушил Иван Грозный в Казани и она ему так понравилась, что он приказал выстроить зачем-то, так сказ. "по прихоти царской", ее точную копию в Москве на Красной площади. Кто строил эту мечеть, т.е. уже якобы православный храм, вероятно не имел вообще ни малейшего понятия о строгих православных канонах для постройки храмов, или же, царь, дескать, повелел и строй что говорят, а не послушаешь - голова тебе с плеч. Вот вам и московское "православие"... Азиопа - одно слово и только.
__________________________________________________________
П.С. Это был вообще-то мой коментарий к записи Олега Леусенко, но так оно как-то все интересно получилось, что решила оформить его отдельным постом.


Tags: Москва, архитектура, ислам, исследования, история, мечети, мифы, мусульмане, правда, факты, храмы, церковь, цікаве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →