Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Сельский гений обнажил убогость России

Originally posted by igni_ssat Как сын свинопаса Империю посрамил


Никогда особенно не интересовался ни творчеством Тараса Шевченко, ни его биографией. Но внезапно наткнулся на новую публикацию “Спутника и погрома”, краткое содержание которой - “ахаха, сын свинопаса, ахаха, получил свободу от барина, ахаха, и все хохлы такие”. Публикация, надо заметить, характерна не столько своей малограмотностью (переврали множество фактов), сколько интерпретацией и своеобразием моральных ценностей, которые проповедует автор (“Почему не пополз царю служить, наплевав на свой народ? Озолотился бы! Дурак!”). Пройдемся по пунктам:



1. Родился крепостным, вместо начального образования работал пастухом, прислуживал дьячку. Но крепостным талантливым, умеющим рисовать - и проклятый русский кровавый помещик в рамках угнетения Шевченко послал его на обучение в Петербург.

Начну с того, что это подхихикивание над крестьянским происхождением уже весьма характерно. Если человек сумел проявить свои таланты в такой неблагодатной среде -это, напротив, повод для уважения и восхищения. С тем же успехом можно хихикать, скажем, над Генрихом Шлиманом,который, работая юнгой и мелким клерком, сумел выучить шесть языков. Можно также обратить внимание на схожесть “иронических оборотов” с теми, что так любят советские патриоты гоблинского разлива: “проклятый кровавый помещик” и “проклятый кровавый Сталин” - есть что-то общее, не находите?

Первая фактическая ошибка - помещик (по описанию Брюллова “самая крупная свинья в торжковских туфлях”) не отправлял его учиться в Санкт-Петербург, а просто таскал с собой, отдавая на обучение местным художнкам (сначала в Вильне, затем в Санкт-Петербурге). Было ли это благодеянием? Отнюдь, желание иметь “дворового портретиста” вполне нормально для дворянства того времени (художники стоят денег, а семейные портреты - вещь насущная). К тому же, обученный ремеслу раб стоит дороже, нежели простой пастух. И, как выяснилось,помещик не прогадал с инвестициями, выручив впоследствии за Шевченко ну очень много денег.

2. Там Шевченко познакомился с культурной элитой Империи - Венециановым, Брюлловым, Жуковским. Члены Императорской Академии Художеств, заметив талантливого юношу, решили выкупить его у помещика - но помещик, также оценив талант Шевченко, запросил за него небывалую сумму. В итоге цвет цвета Империи скинулся и заплатил безумные 2500 рублей за свободу талантливого украинского мальчика, устроив его учиться в Императорскую Академию Художеств.
.
Вторая фактическая ошибка (то ли просто грубая манипуляция) - звучит так, будто весь цвет Империи вдруг собрался и, оценив талант юноши, скинулся на его выкуп. На самом деле, Брюллов и Жуковский устроили лотерею, в которой разыграли картину Брюллова, а на вырученные деньги выкупили Шевченко. Таким образом, судьба Шевченко интересовала лишь совсем небольшой круг художников, все остальные же скинулись не на Шевченко, а на лотерейные билеты. Почувствуйте разницу.


Далее, отметим очевидный факт: на дворе середина 19-го века, индустриальная революция, подъем науки и культуры, в Великобритании и США гудят паровозы и заводы, Чарльз Дарвин уже вернулся из своего знаменитого кругосветного путешествия, а в “прогрессивной Российской Империи” талантливого живописца, как осла или барана, выкупают у какого-то сельского жлоба, ничем не примечательного, кроме своего происхождения. Причем культурная элита Империи - Брюллов и Жуковский - ничего не может поделать с этими “вековыми устоями”, вынуждена собирать деньги, продавая лотерейные билетики с рук. Весь блеск и вся нищета Российской Империи в этой простой истории.

3. Талантливый украинский мальчик не подкачал - первым делом вступил в подпольное общество и стал писать порнографические поэмы про Императора и Императрицу. Общество накрыли и арестовали, поэмы изъяли и отправили Николаю I лично, читая о себе, Николай хохотал, но когда дошел до украинской порнографии про Императрицу, то хохотать перестал и рассвирипел: "Ее-то за что?".

Здесь мы подходим к самому интересному моральному вопросу, о котором я говорил в начале. Что должен был делать талантливый украинский мальчик, после того как добрые дяди выкупили его из рабства - развлекать аристократических жлобов фельетонами и портретиками, ползать на брюхе, наслаждаясь попутно светской жизнью столицы? Многие так и делали. Не удивлюсь, если именно так поступит автор текста, если ему, наконец-то, отсыпят денег из кремлевской кассы. Но Тарас Шевченко был сделан из другого теста - он НЕ ЗАБЫЛ. Не забыл своего крепостного прошлого, а также того, что более трети населения Империи еще находилось в рабстве.

“Подпольное общество” - это Кирилло-Мефодиевское братство, основанное небезызвестным Н. Костомаровым. Общество выступало за создание федерации славянских народов, в которой сильная федеральная власть сочеталась бы с широкими правами субьектов входящих в федерацию. Законодательная власть принадлежала бы двухпалатному парламенту, а исполнительная - президенту. За упразднение крепостного права и сословных привилегий. То есть, за превращение тогдашней феодальной России в нечто максимально близкое к США - “федерацию славянских штатов”. Можно сказать, это был один из первых российских национально-демократических проектов. Конечно, он никак не мог быть реализован, вполне можно пофантазировать о том, что это была бы за прекрасная страна.

Братство не планировало никаких  насильственных действий, а занималось сугубо тем, что сейчас назвали бы “разговорами на кухне”. Тем не менее, после доноса, Братство было разгромлено, большинство его членов оказалось в тюрьме или в ссылке.

Отдельно следует сказать о “порнографии”. Под “порнографией”, видимо, подразумевается поэма Шевченко “Сон” (что избыточно говорит о манере подачи информации данным автором). Почитать можно здесь - http://litopys.org.ua/shevchenko/shev128.htm

Если кто-то обнаружит там порнографию - я готов выслать автору пасквиля большую пиццу на пышном тесте, со своими извинениями в придачу. Хотя понятно, конечно, что он не читал - не к лицу блюстителю высокой имперской культуры разбирать “собачью мову”. Приведу несколько переведенных отрывков:

Опомнитесь!
Все на семь миру
И царята, и старчата
Адамовы дети.

Гляди, – в этом рае, что ты покидаешь,
Сермягу в заплатах с калеки снимают.
Со шкурой снимают, потому что нечем обуть
Княжат малолетних, а он распинают Вдову за подушные,
А сына куют, единого сына, единственного ребенка,
Единую надежду! В войско отдаю! Ибо его, видите, немного!
А вон под забором опухший ребенок, голодный ее мрет,
А мать пшеницу на барщине жнет.

Вот уж действительно - текст, в котором говорится о равенстве людей и осуждается крепостное право - форменная порнография для тогдашней рабовладельческой Империи! Ведь вся европейская философия твердившая о равенстве людей перед законом и Богом - от Вольтера до Локка - благополучно прошла мимо нашей азиатской окраины. И считалась не более, чем крамолой великодушным царем Николаем, которого за великодушие русский народ прозвал “Палкин”.

4. В итоге мальчика отправили служить солдатом в Оренбургский край (ср. с судьбой Мандельштама, написавшего обличительное стихотворение про Сталина), откуда мальчик начал писать жалобные письма в Петербург, "Милый дедушка, забери меня отсюдова".

Можно только пофантазировать какие жалобные письма писал бы автор, отправь его сейчас за оппозиционную публицистику служить куда-нибудь близ города Сызрань (“хамил Его Президентскому Высочеству!”). Особенно в свете того, что Шевченко с дества был привычен к суровой крестьянской жизни, а автор, наверняка, вырос в тепличных условиях. Однако он умалчивает, что сослали Шевченко не просто так, а в придачу с запретом на какую-либо творческую деятельность - ни писать, ни рисовать. Доходило до абсурда: во время экспедиции к Аральскому морю, Шевченко рисовал виды побережья и изображения туземцев. Прознав об этом, царь-сапог выписал выговоры его начальству, а самого Шевченко сослал еще дальше. Все, что было написано им в годы “службы” появилось благодаря попустительству местного начальства, проявлявшего большую адекватность, нежели император-самодур.

5. Вернувшись из ссылки, Шевченко продолжил вести дневник на русском, затем начал сильно пить и составлять в пьяном угаре учебник украинского, но не успел его завершить и умер от вызванной постоянным пьянством водянки.

Стоит добавить, что царь-сапог так и не простил Шевченко свои обиды - из ссылки Шевченко вернули в 1857-ом, уже после смерти Николая. После чего получил звание академика. Что касается водянки - вопрос сложный. “Водянок” бывает довольно много, и только одна из них является следствием цирроза печени, который может быть вызван алкоголизмом. Поспешный диагноз врачей конца 19го века можно поставить под сомнение. С другой стороны - поиск утешения в выпивке вряд ли можно поставить ему в вину, учитывая сложную судьбу.

---

В итоге, судьба Шевченко - это показатель сущности Российской Империи, лакмусовая бумажка, которая демонстрирует, что под слоем европейских мундиров, бантов и бальных платьев скрывалась обычная азиатская деспотия, которая выглядела пугалом в глазах просвещенной Европы того времени. Талантливый художник, который полжизни потратил на чтобы выбраться из унизительного и дикого сельского рабства, не забыл о судьбе своего народа. Он не боролся против власти с оружием в руках, не плел заговоров, а просто писал о том, чтобы уже было интеллектуальным мейнстримом Европы того времени - о равноправии людей, о порочности рабства и сословных привилегий. За что был сослан и лишен главного в своей жизни - лишен творчества. Что, конечно, не было “мягким приговором”, а было довольно жестоким и изощренным издевательством, длившимся долгих десять лет.

Программа Кирилло-Мефодиевского братства - это национальный и демократический проект, один из многих, что были растоптаны феодальной вертикалью власти. Причем проект, авторы которого стремились построить свободное будущее не против русских, а ВМЕСТЕ с русскими (и другими славянскими народами).

Для современного украинского национализма Шевченко - это, в первую очередь, пример того, “что ОНИ сделали с нашим лучшим человеком”. И украинский национализм, несомненно, прав в своем отрицании не только советского, но и имперского периода истории России. Ведь советское рабство и советская борьба с инакомыслием отличались от имперских только степенью жестокости, а никак не сутью.

Tags: Российская империя, азиопа, орда кацапська, писатели, постаті в історії, рашизм, репресії, українці, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments