Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

Марий Эл: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 2

Продолжение. Начало здесь: Марий Эл: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 1

puA3Xb9bPjY

3. Административный сепаратизм

Несмотря на то, что президентом Марий Эл с 2001 года является не уроженец республики – Леонид Маркелов, который официально известен тем, что сдерживает рост сепаратизма и национализма в регионе, в его команде находится ряд политиков, которые потенциально могут возглавить антикремлевские протесты в случае обострения ситуация в Центре и ослабления позиций ФСБ в республике.

Маркелов в начале 90-х годов строил свою избирательную кампанию на критике руководства Марий Эл (на противовес команде Зотина). В начале 90-х годов его коньком было решение проблемы пенсий. Он обещал заставить банки вернуть деньги вкладчикам, «добиться от центра возврата всех долгов республике». В народе ходила «притча о триллионах» – Маркелов уверял, что под его кандидатуру некие предпринимательские круги готовы обеспечить Марий Эл мощный поток инвестиций. Леонид Маркелов также был связан с руководством ЛДПР, укрепляя позиции партии в Марий Эл, чем, собственно, и вызывал заинтересованность со стороны В. Жириновского в продвижении членов партии в руководство регионов. На этом фоне он получал щедрую финансовую поддержку. В мае 2007 года Леонид Маркелов вступил в партию «Единая Россия».

14 января 2015 года Маркелов был назначен временно исполняющим обязанности до выборов. Выборам сопутствовал крупный скандал, поводом к которому послужила видеозапись официального открытия опорного фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) в деревне Шимшурга (Звениговский район), когда Маркелов пригрозил его закрыть и перекопать только что открытую дорогу за холодный приём. После этого кандидат в главы республики от КПРФ Сергей Мамаев обратился в суд с требованием снять с выборов Маркелова за подкуп избирателей. Поведение и.о. главы Марий Эл отказались комментировать в Полпредстве президента РФ в Приволжском федеральном округе. 8 сентября 2015 года Маркелов стал фигурантом пародии в передаче «Вечерний Ургант». 10 сентября Верховный суд Марий Эл отказался снять Леонида Маркелова с выборов главы Республики Марий Эл. Сам Маркелов позже заявил, что угроза перекопать дорогу и закрыть ФАП была шуткой.

Как сообщает rg.ru, на выборах 13 сентября 2015 года Леонид Маркелов был переизбран главой республики в первом туре, с минимальным результатом преодолев необходимый барьер — 50,78 %, при явке 47,09 %. 21 сентября 2015 года он вступил в должность главы Республики Марий Эл.

Анализируя особенности развития административного сепаратизма в Марий Эл, необходимо также отметить, что с одной стороны, при Леониде Маркелове за марийской верой был закреплен статус традиционной религии: верховный жрец Александр Таныгин был включен в состав Совета по взаимодействию с религиозными организациями наряду с представителями православия и мусульманства, а вместо «Ошмарий-Чимарий» была образована централизованная организация, объединившая марийских картов и языческие общины, – «Марийская традиционная вера» (МТР). По словам специалиста по связям с религиозными организациями в Администрации президента Марий-Эл Валентины Кутасовой, из уважения к религиозным традициям мари, власти пошли на встречу просьбам лидеров МТР и стали избегать наименования «языческая» по отношению к народной вере мари. С другой стороны, 2000-е оказались сложным периодом для общественных организаций и движений, отстаивающих принципы национального возрождения. Попытки лидеров национального возрождения поставить в приоритетное положение марийскую народную культуру и традиции мари не нашли поддержки в правительстве РМЭ. В 2002 г. государственные чиновники высказались за понижение позиций марийского языка в РМЭ. Было объявлено, что марийский язык будет изучаться в марийских школах добровольно. По словам лидера национального возрождения Владимира Козлова, была «прекращена работа орфографической и терминологической комиссий по марийскому языку при правительстве РМЭ, на марийском языке практически перестали выходить книги, с 2001 года в республике невозможно стало печататься газетам, выражающим иное, чем правительственное, мнение». Появилась угроза закрытия Марийского национального театра им. М. Шкетана. Один из активистов «Марий ушем» Владимир Козлов указывал также на некорректную кадровую политику правительства РМЭ, по его словам, из руководящего состава Республики в 2000-е было уволено большое число марийцев. Кроме того, у лидеров национального возрождения вызывали удивление бездействия местных органов МВД при участившихся случаях нападений на оппозиционных журналистов.

Тем не менее, администрация Марий Эл умело использует фактор сдерживания сепаратизма в республике для шантажа Кремля при получении очередных преференций из Центра. При этом вопрос существования явления административного сепаратизма в Марий Эл с приходом к власти Леонида Маркелов остается дискуссионным.

4. Сепаратистские организации

4.1. «Марий ушем» («Союз мари»)

4.1.1. Возникновение организации


По данным портала sobor-urzhum.ucoz.ru, в 90-е годы лидерам национального возрождения мари удалось достичь успехов на общественно-политическом поле. Общественное движение получило организованные формы. Была создана Межрегиональная общественная организация «Марий ушем» («Союз мари»), ориентированная на культурно-этническую консолидацию народа мари.

Как сообщает Энциклопедия Республики Марий Эл, первые сепаратистские организации появились в марте 1917 среди Восточных марийцев (Уфа, Бирск), летом 1917 — в Царевококшайском, Уржумском уездах. Они выступали за ликвидацию культурной отсталости марийского народа, открытие национальных школ, ведение преподавания в них на родном языке; были одной из форм национального общественно-политического движения марийской интеллигенции. Объединялись Центральным Союзом мари («Марий ушем») в Казани. В декабре 1918 года Центральный Союз мари был запрещён, обществам мари было предписано стать культурно-просветительскими кружками. Взамен им были организованы марийские отделы и секции при уездных партийных и советских органах.

В декабре 1989 года «Союз мари» был возрождён как межрегиональное общественное объединение на Объединённом пленуме Марийского отделения ВООПИК, Марийского отделения Всесоюзного фонда культуры и общества «Мемориал». Учредительный съезд состоялся в Йошкар-Оле 8 апреля 1990 года. В нем участвовал 421 делегат, из них 96 чел. из-за пределов МарАССР. Главными задачами организации съезд назвал сохранение, возрождение и развитие языка и культуры народа; культурно-этническую консолидацию разделённого административными границами, рассредоточенного на территории СССР народа.

Первый учредительный съезд нового «Марий ушема» состоялся в апреле 1990 года, на нем были приняты устав и программа. Создавался «Марий ушем», по утверждениям наблюдателей, под непосредственным руководством тогдашнего обкома КПСС. Движение имело достаточно тесные связи с эстонскими националистическими организациями (вплоть до копирования тактики, документов и лексики), однако не афишировало их. При этом связи с татарскими организациями (ТОЦ, «Иттифак») не распространялись далее дружеских отношений. В целом же программа и устав «Марий ушема» представляют из себя своеобразный гибрид Программы и Устава КПСС и соответствующих документов эстонских националистов. «Марий ушем» борется за право влиять на принятие важных государственных решений, за создание двухпалатного парламента, создание Государственного комитета марийского народа (на правах министерства), создание Конституционного суда Марий Эл, за признание государственным языком Марий Эл марийского (и переход на латинскую графику), принятие закона о миграции. В апреле 1992 года на Втором съезде марийского народа члены организации «Марий ушем» констатировали, что по факту марийцы являются национальным меньшинством на территории собственной республики, в связи с чем активизировали националистическую деятельность, в том числе направленную на расширение прав мари. Звучали лозунги и о выходе республики из состава РФ. Более детальная информация о данном мероприятии была описана в книге Тимура Музаева «Этнический сепаратизм в России».

Высшим руководящим органом сепаратистской организации является съезд «Марий ушем», созываемый раз в два года, между съездами — Центральный Совет, который не реже двух раз в год проводит пленумы, в перерывах между пленумами руководит деятельностью Правление Центрального Совета. Первым председателем правления в 1990 году был избран А.С. Патрушев, главный режиссер Марийского музыкального театра.

Сепаратистская организация «Марий ушем» издает с 1990 года газету на марийском языке (с отдельными русскими статьями) «Марий чанг» тиражом 3000 экз., вышло 22 номера. На какие средства издается газета — неясно. Штаб-квартира расположена в бывшем доме политпросвещения, теперь отданного под марийский культурный центр.

«Союз мари» первоначально был зарегистрирован как «демократическое общественное объединение», однако по структуре, задачам, и деятельности представляет из себя образование, стремящееся стать политической силой в республике.

4.1.2. Открытие новых отделений

По информации Бориса Кнорре, деятельность региональных отделений «Марий ушем» способствовала возрождению марийской культуры в местах массового проживания мари. Например, удалось добиться введения преподавания марийского языка и родной литературы в ряде школ Кировской и Пермской областей, открыть марийские культурные общественные центры в Нижегородской и Кировской областях, организовать крупные языческие моления. По решению «Марий ушем», с 1990 года стали проводиться День национального героя (26 апреля) и День марийской письменности (10 декабря). Структуры «Марий ушем», образованные в городах и разных регионах так или иначе повлияли на образ жизни всей марийской диаспоры, насчитывающей в междуречье Вятки и Камы около 35 тысяч человек. Своей активной работой организация «Марий ушем» возродила многие национальные традиции. В Татарстане и Удмуртии при поддержке правительств этих республик ежегодно проводится марийский праздник «Семык». «Марий ушем» также стала заступаться за марийцев в случае, если местная администрация в местах компактного проживания марийцев тех или иных регионов препятствовала проводить марийские религиозные праздники. Более 10 отделений «Марий ушем» образовались в разных регионах России, компетенция «Марий ушем» вышла далеко за рамки границ республики Марий-Эл.

4.1.3. Деятельность Владимира Козлова

По данным портала sobor-urzhum.ucoz.ru со ссылкой на Бориса Кнорре, полемика о путях развития национального возрождения развернулась на VII Всемарийском съезде, состоявшемся 27 марта 2004 года, на котором наибольшую поддержку среди его участников получили представители «Марий ушем». На этом же съезде был переизбран состав Всемарийского совета «Мер Канаш», основными членами которого стали «мариушемовцы», а на пост председателя «Мер Канаш» – «Оньыжи» был избран один из лидеров «Марий ушем», известный литературовед, публицист, член Консультативного Комитета финно-угорских народов, редактор международной финно-угорской газеты «Kudo-Kodu» Лайд Шемйэр (Владимир Козлов), являющийся создателем и бессменным директором Центра-музея им. Валентина Колумба (национального марийского поэта). С момента своего создания в 1998 году Центр-музей специализировался на издании книг по марийской народной культуре и религиозной истории, результатом его работы, в частности, стало издание 4 томов собраний сочинений Валентина Колумба и сборника Съездов марийского народа. Лайд Шемйэр способствовал налаживанию тесных контактов с региональными отделениями «Марий ушем» в соседних с Марий Эл субъектах федерации, старался обеспечивать обмен и снабжение книгами по марийской тематике города и села за пределами Марий Эл, в местах массового проживания марийской диаспоры.

Будучи избран на пост председателя «Мер Канаш», Лайд Шемйэр принципиально усилил информационную политику «Мер Канаш» и «Марий ушем», стал выступать на конгрессах разного уровня с критикой действий, проводимых правительством Марий Эл, в частности, на IV Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Таллине. А в сентябре 2004 года Оньыжа написал открытое письмо президенту РФ В. Путину с жалобой на притеснения и неуважительное отношение к национальным интересам марийцев со стороны правительства Марий-Эл. В том же 2004, а затем и в 2005 годах были проведены внеочередные чрезвычайные съезды, на которых Всемарийский Совет во главе с В. Козловым обвинили органы власти и президента Маркелова в нежелании поддерживать национальную политику, а также в разжигании национальной розни. В резолюциях съездов было высказано обращение к правительству с требованием «отказаться от деструктивной позиции, немедленно перейти к созданию позитивных перемен, урегулированию вопросов, связанных с нарушением прав человека и демократии, серьезнейшим образом пересмотреть своё отношение к национальным вопросам, отказаться от политики преследования, унижения и оскорбления людей за их убеждения».

В начале 2005 года на жизнь Владимира Козлова было совершено покушение, однако правоохранительные органы так и не нашли преступников, оставив не доведенное до конца дело. В конце февраля – марте 2005 года председателю «Мер Канаш» удалось привлечь внимание к ситуации в Марий-Эл ученых, журналистов и широкого круга общественности из 15 стран Европы и Америки. Группа эстонских, американских, финских и венгерских политиков и деятелей науки и искусства выступила с обращением к мировому сообществу «В защиту марийского народа». В итоге в мае 2005 года Европарламент издал Резолюцию «О нарушении прав человека и демократии в республике Марий Эл».

4.1.4. Современное состояние

На веб-портале организации www.mariushem.ru можно найти информацию о мероприятиях, которые на сегодняшний день проводит данная организация на территории Марий Эл.

С 2015 года лидером организации является В. Н. Козлов.

4.2. «Кугузе мланде»

По данным портала www.igpi.ru, группа радикально настроенных деятелей в 1990 году создала организацию «Кугезе мланде» («Земля предков») (зарегистрирована в феврале 1991 года.). Председателем сепаратистской организации выступил А. А. Данилов, живущий в Параньгинском районе, заместителем – Г. И. Казаков. В организации, на момент ее создания, насчитывалось до ста членов (членство фиксированное). Печатных изданий не имеет.

«Кугезе мланде» выступает за отделение Марий Эл от России, принятие жестких законов о миграции и тому подобные меры. Члены организации известны в республике в основном скандальными пикетами и манифестациями с националистическими лозунгами.

4.3. «Ошмари-чимари»

Марийцы считаются православными, однако в отличие от соседних чувашей родственной мордвы их православие чисто номинально. Ни дореволюционные церковные запреты, ни строгие меры советских властей не дали ожидаемых результатов — марийцы в значительной своей части (на селе) сохранили языческую религию, несмотря на почти поголовное крещение и формальное участие в церковных обрядах. Несколько веков гонений привели только к тому, что марийцы стали молиться в основном по ночам.

В целом в республике наблюдается очевидный религиозный подъем. Зарегистрировано религиозное общество «Ошмари-Чимари» («Белые мари — Правоверные мари»), руководит которым известный писатель Александр Юзикайн. Цель общества — возрождение языческой религии мари. На проведенное в апреле этого года моление только в одном районе пришло 15 тысяч человек. Сам Юзикайн восстанавливает забытые сценарии обрядов и молений, фактически является верховным жрецом мари. В республике издаются языческие молитвы мари, довольно заметно пропагандируется языческая религия. Ведется подготовка к полному изданию сохранившегося свода молитв годового круга. Православие спадает с простых марийцев с такой же легкостью, как и коммунистическая идеология, тем более, что установки новых язычников максимально терпимы — не возбраняется даже принимать участие в церковных обрядах. Для возрождения язычества в Марий Эл существуют объективные условия.

Тем не менее, несмотря на религиозную составляющую, деятельность данной организации представляет угрозу для команды Леонида Маркелова.

4.4. «Кугу сорта»

Данное движение является модернистским и реформаторским течением в марийской религии конца XIX – начала ХХ веков, которое возникло как ответ на воздействие христианства и ислама. Возрождение деятельности данного течения отмечается с 80-х годов ХХ века.

В движении «Кугу-сорта» почитали как христианских святых, так и верховное марийское божество Кугу-Юмо и пантеон младших божеств — неба, воды, жизни и т. д. Существовало представление о злом божестве Кереметь, что можно считать пережитком дуализма. Считалось, что у каждого приверженца религиозного движения существовало по три ангела-хранителя — один над головой и по одному за каждым плечом. Ветхий завет, ветхозаветная космогония, миф о первых людях и их грехопадении признавались. По информации yaransk.net, в среде «Кугу-сорта» существовало учение о «77 верах», состоящее в том, что бог создал для каждого народа особую веру и марийцы должны исповедовать не татарскую (мусульманскую) и не русскую (православную), а собственную веру. Таким образом, хотя де-факто движение и имеет христианские (в том числе) корни, сами его приверженцы этого не признают.

Наряду с традиционными православными праздниками «Кугу-сорта» почитают пятницу и отмечают некоторый национальные марийские праздники. Приём в движение производится через своеобразное крещение, заключающееся в девятикратном обливании холодной ключевой водой. При этом читаются своеобразные молитвы, искусственно сформированные из языческих молитв.

«Кугу-сорта» производят и нетрадиционное причастие, состоящее из забродившего меда (щербы) и овсяные хлебцы, приготовленные из муки, толченой в деревянной ступке. Для причастия использовался большой стол, покрытый конопляной скатертью, на которую ставится небольшой столик, сплетенный из травы. Огонь, требуемый для богослужения, каждый раз добывался трением двух липовых палочек (подобно со славянским обычаем «Живого огня»). Вместо пения при богослужении используются гусли, вместо колокола — барабан. Во время богослужения члены религиозного движения одевались в белые конопляные рубахи и штаны, а также используют деревянные (берёзовые) ножи. Богослужение завершается трапезой, которая готовится на месте богослужения. Часто богослужения проводятся не в домах, а в особых священных рощах. В этом случае трапеза не готовится, а приносится с собой, так как разводить огонь в священных рощах было нельзя.

Члены «Кугу-сорта» стремятся жить натуральным хозяйством, избегая приобретать и использовать посторонние продукты: чай, сахар, соль, спички, керосин и т.д.

Данное религиозное движение воспринимается российским руководством как потенциальная угроза, а в российских лживых СМИ развернута активная кампания по его дискредитации, в рамках которой предпринимаются попытки объявить «Кугу-сорта» сектой.

4.5. «У вий»

Молодежная марийская организация, основанная в 1989 году в г. Йошкар-Ола. Цели и задачи: удовлетворение этнокультурных потребностей, поддержки общественных инициатив, эстетическому и патриотическому воспитанию марийской молодежи в духе уважения к историческому прошлому и будущему народа, любви к своей малой Родине.

Основные мероприятия и проекты: инициатор открытия Филиала марийского национального театра драмы им. М. Шкетана, Марий парка, создания молодежной газеты «Кугарня» и журнала «Саман» и др.

Главными достижениями «У вий» стали: образование МАФУН (1990 г.) и «Межрегионального общественного Союза Молодежной Ассоциации финно-угорских народов» (МОС МАФУН) (2004 г.); Молодежная этнографическая экспедиция с участием марийских организаций («У вий», МО «Рвезылык», СП МОО «Марий ушем»), татарской молодежной организации «Мирас» и организацией «Студенты XXI века» (ежегодно в несколько этапов с 2002 г.); марийская дискотека «Сандалык Sem»; Межрегиональный форум «Финно-угорский этнокультурный проект: расширение границ» (2007, 2010), Марийский молодёжный форум и другие.

Деятельность организации оказалась изначально направлена на развитие марийской национальной культуры, развитие этнического искусства. Основной акцент был сделан на актуализацию марийского языка, расширение сфер его употребления в политической и общественной жизни мари. Члены организации поддерживают контакты с «Марий ушем»

4.6. «Марий Мер Каҥаш»

На III Всемарийском съезде, проведшем в 1992 году в Йошкар-Оле был учрежден «Марий Мер Каҥаш» (Всемарийский совет), исполнительный орган для реализации решений Всемарийских съездов.

Также в рамках национального возрождения начали создаваться локальные культурные центры, в частности, в 1998 г. начал действовать Центр-музей им. Валентина Колумба (марийского национального поэта), созданный литератором, переводчиком Владимиром Козловым (Лайдом Шемйэром).

4.7. «Молодежная Ассоциация финно-угорских народов»

Создана в 1990 году в Йошкар-Оле. Председатель правления: Василий Немечкин (Республика Мордовия). Исполнительный орган – правление, состоящее из 14 членов правления в регионах. Правление – своеобразная школа лидерства, способ совершенствования управленческих навыков, площадка для обмена мнений и общения, планирования развития в сфере молодёжного сотрудничества. Совещательный орган – Совет Старейшин.

Ассоциация объединяет 32 финно-угорские молодёжные организации. Цель МАФУН: сохранение, развитие и пропаганда национального языка и культуры.

Главная задача МАФУН заключается в помощи молодёжным организациям и координации их деятельности.

Национальные отношения

По информации www.igpi.ru, на данный момент общая ситуация в Марий Эл характеризуется относительным спокойствием. Националистические лозунги оказывают незначительное влияние на марийское население, как в деревне, отличающейся традиционной пассивностью, так и в городе, где очень сильны ассимиляционные процессы. Приход к власти национальных сил в сегодняшней ситуации произойдет после свержения действующей власти в Москве и потери контроля в регионе со стороны ФСБ.

При этом ряд членов правительства, несмотря на наличие жесткой прокремлевской позиции Леонида Маркелова, отличаются сильным национализмом. Правительство не высказывает неудовольствия действиями националистов, выступающих с сепаратистскими заявлениями.

Возможности национальных сил сужаются тем, что взаимоотношения горных луговых мари гораздо хуже, чем отношение мари к русским. Характерно, что практически любой русский в республике знает принадлежность знакомых марийцев к горной или луговой ветви. Сильные трения на этой почве в руководстве «Марий Ушем» тщательно скрываются от посторонних.

По непроверенным данным, руководство республики кулуарно допускают антисемитские высказывания. Также сообщается, что марийцам присущ антисемитизм на бытовом уровне, несмотря на то, что евреев в республике практически нет.

Активных националистических действий со стороны правительства не было замечено, за исключением министра культуры Николаева в начале 90-х годов, который восстановил против себя практически всю творческую интеллигенцию Йошкар-Олы своими распоряжениями (например, о слиянии кукольного, по преимуществу русского, театра с марийским детским, с соответствующим сокращением русской части труппы, о повышении в два раза зарплаты актерам марийского музыкального театра, и т.п.). Существует реальная возможность того, что правительство (имеется в виду окружение главы республики) может попытаться использовать национальную карту при резком ухудшении экономической обстановки. Однако возможности использования националистических лозунгов в политической борьбе крайне малы.

В 90-е годы отношения с властями строились более-менее бесконфликтно. Первый, избранный в 1991 г., президент республики Владислав Зотин, несмотря на то, что был православным горномарийцем, из патриотических побуждений поддерживал как православие, так и марийское язычество, как в целом давал ход общественным инициативам культурно-национального возрождения. Он способствовал развитию национального театра им. М. Шкетана и национальной библиотеки С. Чавайна. Следующий президент Вячеслав Кислицын позволил придать марийской народной вере официальный статус «традиционной религии», и оказывал языческим мероприятиям организационную и материальную поддержку. Более того, при инаугурации взял «благословение» у православного священника и у языческого жреца. Первый президент Марий-Эл Владислав Зотин также поддержал начало издания марийскоязычной периодики, в частности, молодежной газеты «Кугарня», журнала «У сем».

Комментарий

На протяжении своего исторического развития марийский народ оказался в определенной зависимости от крупных государств и государственных образований. В начале это была зависимость от Хазарского каганата, а затем последовательно – от Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, Московии и до современной РФ. В течение длительного периода времени территория, занимаемая марийцами, была ареной жестокой борьбы между Западом и Востоком, славянами и тюрками, христианством и исламом.

В рамках анализа феномена марийского сепаратизма необходимо отметить, что значительное влияние на него оказала идея проекта панугрофиннизма. Общим наполнением данного проекта выступают сецессионистская идеология и националистическое движение среди национальных элит и интеллигенции, ставящие своей целью культурную и политическую консолидацию финно-угорских народов. Активную поддержку данные проекты также находят на территории Венгрии, Финляндии и Эстонии.

В контексте анализа марийского сепаратизма как составной части неминуемого развития процесса сецессии на Урале была определена его связь как с внешними факторами (финно-угорский проект), так и с внутренней средой (исторические особенности развития марийского народа). Подводя итоги анализа феномена марийского сепаратизма на агонизирующей Российской Федерации, необходимо отметить, что основой для его потенциального развития могут выступить:

1. Националистические организации, действующие на территории Республики Марий Эл («Кугузе мланде», «Марий ушем», «Марий Мер Каҥаш»);

2. Молодежные организации, занимающиеся популяризацией национально-исторических и культурных особенностей марийцев и финно-угорских народов («Молодежная Ассоциация финно-угорских народов», «У вий» и др.);

3. Автохтонные религиозные движения («Кугу-сорта», «Ошмари-Чимари»);

4. Внешний фактор, выраженный в углублении контактов сепаратистскими националистическими организациями Марий Эл с институтами гражданского общества Финляндии, Эстонии и Венгрии. При этом после победы на выборах прокремлевской венгерской политической силы «Фидес» активность Будапешта пока в данном направлении снизилась.

Важно подчеркнуть, что феномен марийского сепаратизма, в отличие, например, от тувинского, татарского или башкирского, имеет менее ярко выраженные особенности, формы и стартовые условия, необходимые для формирования активного ядра по развитию сецессии в среде административной региональной элиты. Причиной этому является последовательный прокремлевский политический курс президента Республики Марий Эл Леонида Маркелова. Тем не менее, в команде Маркелова по-прежнему сильные позиции сохраняет националистическое, а по факту – потенциальное сепаратистское политическое крыло, образовавшееся еще в середине-начале 90-х годов. Во время общей политической и экономической дестабилизации на РФ, потери со стороны Кремля и ФСБ контроля над ситуацией в национальных республиках  региональная марийская элита непременно воспользуется латентным потенциалом для создания и последующего развития управляемого административного сепаратизма в Йошкар-Оле.

По теме Сепаратистские угрозы современной России:

Башкортостан: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 1
Башкортостан: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 2

Чувашия: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы (начало)
Чувашия: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы (окончание)
Уральская республика: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы
Обращение элиты ойрат-калмыцкого народа

Tags: Марий Эл, автономия, аналитика, борьба за независимость, колонии, коренные народы, национальное самосознание, обзор, право на самоопределение, развал РФ, свобода, сепаратизм, финно-угры, этнические территории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments