Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

Чувашия: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы (окончание)

Продолжение. Начало здесь: Чувашия: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы (начало)

1.2. Фонд «Сувар»
Важную роль по поддержке развития культурных и национальных особенностей чувашского народа оказывает фонд развития чувашской культуры «Сувар». По информации портала ilemle.ru/best.html, руководителем данной структуры является Николай Адёр (Тулавкин). Сопредседатель фонда – Тимер Тяпкин.


Николай Адёр (Тулавкин)

Справка. Николай Михайлович Адёр (Тулавкин) родился 7 ноября 1948 года в деревне Питушкино Шумерлинского района. Адёр – в переводе с чувашского означает «пошли!» Сам Адёр утверждает, что родился в Верхней Кумашке, родной деревне своей матери. Во время его рождения отец Николая Адёра – Михаил сидел в тюрьме за Волгой. Михаил работал в колхозе и поплатился за историю с «растратой» зерна. После освобождения тюремного заключения Михаил Адёр завел новую семью и переехал в Ивановскую область. После этого его мать вернула свою девичью фамилию Тувалкина. Николай Адёр окончил среднюю школу в деревне Верхняя Кумашка. После окончания школы около года проработал в лаборатории школы. Затем переехал в Чебоксары, устроился на Чебоксарский агрегатный завод тракторных запасных частей слесарем-модельщиком. Поступил учиться на заочное отделение сельскохозяйственного института, факультет механизации. Весной 1968 года ушел в армию. Через два года вернулся на этот же завод. Работал в сталелитейном цехе, ремонтировал и поддерживал в нормальном состоянии литые алюминиевые модели, которые со временем разрушались. Основная продукция завода — тракторная гусеница. Записался в секцию самбо к тренеру Михаилу Давыдову. На городском первенстве вышел в финал, но был вынужден покинуть спорт из-за работы. Затем переехал в Новочебоксарск на строительство химкомбината. Работал мотористом в ЖБК-2 четвертого стройтреста. Постепенно повышал квалификацию, получил пятый разряд и был переведен в цех металлоконструкций и арматурный цех одновременно. Окончил вечернее отделение строительного техникума в Чебоксарах, специализация – промышленное и гражданское строительство. Создал мебельную фабрику «Мария». Дважды женат (http://mosentesh2.ucoz.ru/publ/n_tuvalkin_ader/1-1-0-648).

Николай Адёр и Тимер Тяпкин не согласны с обвинениями в расколе нации, активно распространяемой в Чувашии со стороны прокремлевских сил. Оппоненты недовольны инициативой переименования чувашей в суваров.

«Заявили же осетины, что они считают себя потомками аланов. Это они отразили и в названии своей республики — Северная Осетия-Алания. Или возьмем якутов. У них Республика Саха-Якутия. Значительная часть молодежи, прежде всего городская, у которых родители — чуваши, не считают себя чувашами, и не записывают себя ими. А суварами признать себя они готовы. Действительно, самоназвания народов и установившиеся ранее этнонимы не всегда совпадают. Например, марийцев в Российской империи называли черемисами, удмуртов – вотяками. Идеологи-патриоты эрзян считают неправильным, что их называют мордвой и другие», – отмечает Тимер Тяпкин.

Руководство фонда организовывает встречи с представителями творческой и научной интеллигенции, а также бизнес­сообщества республики. В частности, в 2012 году в рамках празднования древнего праздника чувашей Сурхури состоялось мероприятие с участием бизнесменов и интеллигенции, прошедшее в кафе «Çăлкуç» в Чебоксарах. Инициатору – Фонду развития чувашской культуры «Сувар» – впервые удалось вместе собрать художников (Праски Витти, В. Агеев), артистов (Иван Христофоров), учителей, историков (Н. Егоров, Г. Тафаев), бизнесменов (А. Капитонов, Н. Адёр, Е. Антонов) и многих других. По словам вице-президента фонда В. Тяпкина, это не случайно. Всем этим людям небезразличны вопросы сохранения языка, культуры и традиций чувашского народа.

Справка. Сурхури — старинный чувашский праздник, отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать, и праздновался обычно целую неделю. Позднее этот национальный праздник Нового года совпал с христианским Рождеством (по-­чувашски Раштав) и продолжался до Крещения (Кашарни). Во время Сурхури проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
В 2012 году на праздновании Сурхури было предложено создать фонд чувашских предпринимателей для поддержки культуры чувашей.

1.3. «Чувашский национальный конгресс»
ЧНК – российская межрегиональная общественная организация, объединяющая национально-культурные автономии, объединения и ассоциации, существующие в местах компактного проживания чувашей, колоний Москвы и зарубежных стран, общественные объединения, трудовые коллективы государственных и частных предприятий, научных учреждений, а также физические лица Чувашской Республики.

ЧНК
Штаб-квартира организации находится в столице Чувашской Республики — в городе Чебоксары. С 2013 года председателем организации является Николай Угаслов.
Печатным органом ЧНК является газета «Чăваш тĕнчи». Гимном ЧНК является чувашская народная песня «Алран кайми аки-сухи…».
Данная организация выступает за расширение автономии Республики Чувашия в составе Российской Федерации, в поддержку развития национально-культурных традиций чувашей.

1.4. ЧНХ и ЧНА
В недрах «Союза чувашских краеведов», организованного в 1991 году, через год родилось и действует еще одно общественное объединение – Чувашская народная академия (ЧНА). Новым руководителем ЧНА избран известный краевед и педагог из Моргаушского района Евгений Ерагин (Ешендей).
В перестроечном 1988 году в Чебоксарах родилось общественное объединение – «Чувашский народный хурал» (ЧНХ). Инициатором создания и их идеологом являлся В. Станьял. В 2010 году на собрании председателем Центрального совета ЧНХ избран народный писатель Чувашии Денис Гордеев.
Данные организации выступают в поддержку развития национальной культуры и традиций чувашского народа.

4. Чувашский национализм
По информации Александра Проханова, сегодня «чувашская национальная идея взрастает, она украшает себя все новыми и новыми компонентами»: «Она включает в себя какие-то таинственные коды, которые жили в душе чувашского человека, и, может быть, были слегка затоптаны в советское время, и сейчас взрастают. И это возрастание при правильном отношении к этому центра, Москвы, является драгоценнейшим фактором и имперским страхом перед ростом чувашского национального самосознания. А это самосознание является ресурсом. И тогда этот ресурс будет драгоценным, потому что это творчество, это краска, это своё ощущение мира, своё ощущение космоса. Это краска, за которой люди гоняются. Если же к этому будет отношение подозрительное, враждебное, неточное, а если внутри возрождающегося национального чувашского процесса люди почувствуют, что их давят, преследуют, что это негативно, то будет отпор. Может возникнуть очень острый конфликт».

Как отмечает forum.na-svyazi.ru, на Урале отмечается «рост национального самосознания малых народов Волжской Булгарии».
Согласно информации блогера general-ivanoff, одним из лидеров ПАРНАСа и движения «Солидарность» в Чувашской Республике является чувашский националист Илья Алексеев, популяризирующий идеи сепаратизма среди чувашей. Алексеев, выпускник Чувашской государственной сельхозакадемии – соучредитель Чувашского общества национально-культурного возрождения «Ирĕклĕх» («Свобода»). Управление Минюста по Чувашии отказало данной организации в регистрации из-за несоответствия содержания устава требованиям российского законодательства. На протяжении последних лет данная организация выступает с призывами к расширению территории республики за счёт соседних регионов – примыкающих районов Ульяновской области, Татарстана, Нижегородской области, Республики Марий Эл. Илья Алексеев организовал бессрочную акцию за чувашский язык на предприятиях торговли, общественного питания и сферы обслуживания под названием «Здесь говорят по-чувашски».



Илья Алексеев имеет отношение к интернет-блогу «Сылтăм Хăват» («Правая сила»), который развенчивает российскую пропаганду и публикует достоверную информацию о беспределе российских властей в национальных республиках Российской Федерации.
Также необходимо отметить активность паблика «Правые Чуваши» (https://vk.com/chavashbozkurt), где распространяются призывы следующего содержания: «Чуваш! Ты против ассимиляции и русификации? Ты за СВОЙ РОДНОЙ ЧУВАШСКИЙ язык? Ты за свободу Чувашии и Чувашского народа? Ты за единство чувашей и братьев тюрков? Тогда присоединяйся к нам!». Данный паблик тесно связанный с националистическим сепаратистским пабликом «Правые татары» (https://vk.com/tatbozqurd) и турецкой ультраправой организацией «Серые волки».
В кругу единомышленников чувашские националисты распространяют информацию, направленную на популяризацию независимости чувашского народа от Москвы, на создание национального государства. Речь идет о концепции «Суверенная Чувашия для чувашей».
Лидеры чувашских националистов активно сотрудничают с представителями карельских ирредентистских организаций, выступающих за воссоединение Карелии с исторической родиной – Финляндией. В частности, речь идет о Вадиме Штепе (был вынужден выехать в Эстонию по причине преследования со стороны ФСБ). Также среди чувашских националистов развиты контакты с питерскими сепаратистами, в частности, с Андреем Кузнецовым, активно поддерживающим «Русскую повстанческую армию», которая выступала на стороне украинских добровольческих батальонов против незаконных вооруженных формирований прокремлевских террористов на Донбассе.



Среди актуальных контактов лидеров чувашских националистов необходимо отметить Михаила Орешникова, члена партии «Яблоко» Лейбу Шлосберга, представителя «Национального демократического альянса» Илью Лазаренко, одного из активных представителей башкирских сепаратистов Азата Сальманова и т.д. Илья Алекссев также активно сотрудничает с Союзом татарской молодёжи «Азатлык» («Свобода») и ежегодно участвует в «Дне памяти и скорби татарского народа» (день оккупации Казани Иваном Грозным). Актуальными контактами лидеров чувашских националистов являются связи с башкирским националистическим движением «Кук Буре» («Небесный волк»), члены которого выступают за выход Башкортостана из состава Российской Федерации.

5. Неоязычество
Согласно информации www.idelreal.org, 25 июня 2016 года в Чувашской Республике ярко и торжественно прошел народный праздник «Всечувашский Симек». При этом представители Чувашской митрополии обвинили организаторов мероприятия в возрождении язычества. Это мероприятие, посвященное чувашским землячествам и районным (региональным) отделениям краеведов, органично продолжило празднование Дня Чувашской Республики. На Симек прибыли чувашские делегации из Самары, Иркутска, Тюмени, Крыма, Татарстана, Башкортостана, Эстонии, Финляндии и других уголков диаспоры. Их встречал хозяин Центра краеведения и туризма – председатель «Союза чувашских краеведов» Сергей Сорокин. В этногородище «Чемень карди» состоялись заявленные в программе действа и выступления. Благословение от аксакалов (старейшин) озвучили руководитель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станьял и известный в чувашском мире мучавар Ежендей эптер.
В рамках большого праздника в построенном к Симеку здании Центра краеведения и туризма состоялся форум по теме «Краеведение как средство сохранения и развития национальной культуры». Открылся он докладом президента Чувашской народной академии наук и искусств Евгения Ерагина. Деловые обсуждения и решения народного вече Хравути поххи («поххи» с чувашского означает «собрание, съезд») испокон веков были неотъемлемой частью этого древнейшего собора горно-виръялской стороны чувашского края. За ритуальным зажиганием очищающего огня, опахиванием молодежью городища по периметру «железной чертой» («хӗр аги») и установкой родовых столбов вокруг Асǎну Юпи (Столба памяти предков) с интересом наблюдали все гости Симека. Все вместе приняли участие в огромном хороводе.
Когда на сайте «Союза чувашских краеведов» (СЧК), затем в столице Чувашии Чебоксарах появился плакат-приглашение на «Всечувашский Симек» в этногородище «Чемень карди», в министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики поступила жалоба из Чувашской митрополии. Посыл таков: запретите проведение этого праздника с жертвоприношениями. «Это же возрождение язычества!» – высказали недовольство представители Русской православной церкви.
«Власть и церковь много веков огнем и мечом борется с этнорелигиями, – прокомментировал заявления РПЦ МП почетный председатель «Союза чувашских краеведов», кандидат филологических наук, доцент Виталий Станьял. – Чувашскую религию сардаш они загнали в подполье. Безжалостно сожгли все керемы и выставили стражников у разоренных киреметей. Мучаваров – эптерей, эльменей, мамале, ламшаров и всех других служителей веры живьем закапывали под землю. Это одна из самых несусветных шовинистических глупостей местных крестовиков. Они, именно чувашские попы, всё еще не унимаются. Расстреляли, сожгли Юба (столб) в парке 500-летия Чебоксар (автор – заслуженный художник РСФСР, народный художник Чувашии Праски Витти), на днях измывались над Юба у причебоксарского Альгешево (автор – заслуженный художник Чувашии, скульптор Федор Мадуров). Вопреки диктату православия, чувашская народная вера живет в памяти и душе людей. Мне известны Большие моления, которые ежегодно проводятся в более чем 30 ямахатах – на Амаксарах, на реке Сорме, в Старосуркино (Татарстан), Ухинккелях (Самарская область), в Зирикли (Башкортостан). Последние Всечувашские Чюки прошли в Ачаках (1992), Патраклах (2004). Прошло 12 лет…»
Праздник Хравути поххи предполагается провести уже в 2017 году с приглашением представителей всех населенных пунктов Поволжья с названием «Сундырь». Гостей будет встречать деревня Малый Сундырь Чебоксарского района Чувашии.

Комментарий
На протяжении своего исторического развития чувашский народ, так же, как и марийцы, находился в зависимости от крупных государств и государственных образований. История чувашского народа тесно переплетается с развитием Волжской Булгарии, наследниками которой сегодня себя считает часть чувашского народа. Длительная зависимость суваров (чувашей) от Золотой Орды, Казанского ханства и Московии отложила свой отпечаток как на этногенезе данного народа, так и на особенностях его последующего национально-культурного и политического развития. Несмотря на масштабные волны исламизации, а затем и христианизации современных чувашей, данный народ сохранил ряд национальных традиций, в том числе выраженных в сохранении религии – сардаш. Российские власти и руководство РПЦ МП последовательно проводит политику русификации и ассимиляции чувашского народа, предпринимая попытки минимизировать тенденции роста национального самосознания суваров, рассматривая в этом проявление сецессии.

В рамках анализа феномена чувашского сепаратизма необходимо отметить, что значительное влияние на него оказывают национальные традиции и борьба за сохранение собственной идентичности. Попытки Москвы русифицировать и ассимилировать данный народ находят резкое отторжение, как в среде молодежи, так и среди старшего поколения. Российские власти всячески предпринимают попытки создать условия для того, чтобы молодое поколение чувашей избегало общения на национальном языке. В связи с этим в крупных населенных пунктах Чувашии встречаются ситуации, когда девушки стесняются общения на родном языке. Также официальные власти создают препятствия для развития организаций, деятельность которых направлена на популяризацию национально-культурных традиций чувашского народа.

В контексте анализа чувашского сепаратизма как составной части потенциального развития процесса сецессии на Урале не была определена его связь с внешними факторами (например, финно-угорским проектом либо пантюркизмом). Феномен чувашского сепаратизма аффилирован преимущественно с внутренней средой (исторические особенности развития суваров).

Подводя итоги анализа феномена чувашского сепаратизма в современной Российской Федерации, необходимо отметить, что основой для его потенциального развития могут выступить:
1. Националистические организации, действующие на территории Чувашии (например, «Ирĕклĕх»), поддерживающие тесные контакты с башкирскими и татарскими сепаратистскими движениями;
2. Развитие автохтонных групп прихожан чувашской национальной религии сардаш, деятельности которых препятствуют кремлевские власти и попы-чекисты РПЦ МП;
3. Организации, выступающие за сохранение национально-культурных традиций чувашского народа («Чувашский национальный конгресс», «Союз чувашских краеведов», фонд развития чувашской культуры «Сувар», «Чувашский народный хурал», «Чувашский национальный центр», национальный клуб «Çеçпел» и др.).

Важно подчеркнуть, что феномен чувашского сепаратизма, в отличие, например, от тувинского, татарского или башкирского, не имеет ярко выраженных особенностей, необходимых для формирования активного ядра в процессе развития сецессии в среде административной региональной элиты. В среде чувашской элиты на данный момент отсутствуют активные сторонники увеличения автономистских прав РЧ в составе РФ либо выступающие за выход республики из состава России. Тем не менее, в перспективе данная ситуация может измениться по причине рекрутации элит из представителей молодого поколения, родившегося после распада СССР. Среди данной возрастной группы все чаще встречаются сторонники идей чувашского национализма.
В отличие от Республики Марий Эл, в случае грядущей общей политической и экономической дестабилизации на РФ, агонии и хаоса, потери со стороны Кремля и ФСБ контроля над ситуацией в национальных республиках часть региональной чувашской элиты воспользуется латентным потенциалом для создания и последующего развития управляемого административного сепаратизма в Чебоксарах. В таком случае контроль над республиканской властью может оказаться либо в руках националистической молодежи, либо структур, аффилированных с фондом «Сувар», руководство которого пользуется большим авторитетом среди чувашей.

По теме Сепаратистские угрозы современной России:

Башкортостан: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 1
Башкортостан: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 2
Марий Эл: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 1
Марий Эл: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 2
Уральская республика: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы
Обращение элиты ойрат-калмыцкого народа

Tags: Чувашия, аналитика, борьба за независимость, коренные народы, национальное самосознание, обзор, право на самоопределение, развал РФ, свобода, сепаратизм, этнические территории
Subscribe

  • Кацапка верещит! (видео визга)

    Потвора, ти ніяк не казьол, ти просто кацапка. Ніхто тобі не погрожує, навіщо робити з тебе людину? Ми просто вимагаємо від Ради прийняти Закон про…

  • Цирк на дроті

    Звертаю увагу шановної УкрМережі: Вподобайки під тупим твітом Зеленського залишили майже нульові тролі і боти єрмака (80%), решта (20%) - рашня з…

  • Українофобів треба позбавляти українського громадянства.

    Московські слуги збираються прийняти закон про антисемітизм (який для нашої країни зайвий), а ми вкотре питаємо: Де Закон про кримінальну…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Кацапка верещит! (видео визга)

    Потвора, ти ніяк не казьол, ти просто кацапка. Ніхто тобі не погрожує, навіщо робити з тебе людину? Ми просто вимагаємо від Ради прийняти Закон про…

  • Цирк на дроті

    Звертаю увагу шановної УкрМережі: Вподобайки під тупим твітом Зеленського залишили майже нульові тролі і боти єрмака (80%), решта (20%) - рашня з…

  • Українофобів треба позбавляти українського громадянства.

    Московські слуги збираються прийняти закон про антисемітизм (який для нашої країни зайвий), а ми вкотре питаємо: Де Закон про кримінальну…