Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

Чувашия: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы (начало)



В материале Только правда предметом исследования является чувашский сепаратизм как составная часть потенциального процесса сецессии на территории Урала.

Общая информация

1. Этноним «чуваши»
Согласно информации российского исследователя Г. Комиссарова, название «Чувашия» образовано от одноименного этнонима «чуваши». Самоназвание народа – «чăваш». Появление этнонима данного народа зафиксировано на территории Казанского ханства. Современный этноним первоначально являлся экзоэтнонимом предков чувашей, использовавшимся казанскими татарами и русскими. Экзоэтноним связан с соционимом XVI—XVII вв., указывавшим сословную принадлежность людей, плативших ясак (налог) и занимавшихся сельским хозяйством. На портале сувары.рф, в частности, отмечается, что «сувары» — это этноним данного народа, «булгары» — политоним, а «чуваши» — соционим и экзоэтноним. Сами чуваши активно выступают за то, чтобы Чувашская республика была переименована в Волжскую Булгарию.

В московских источниках этноним «чуваш» впервые встречается в 1508 году. До этого, по мнению российского исследователя А. Шепталина, скорее всего, чуваши упоминались в летописях вместе с горными марийцами под именем «горная черемиса». Формирование чувашского народа проходило на занимаемой им в настоящее время территории в процессе многовекового этнокультурного взаимодействия автохтонных финно-угорских и пришлых тюркских этносов.

Чуваши — это тюркский этнос, являющийся коренным населением Чувашской Республики. Численность населения составляет около 1,5 млн. Из них на РФ проживает 1 млн. 435 тысяч. Небольшая часть чувашей проживает за пределами Российской Федерации. Наибольшие группы сосредоточены в Казахстане, Узбекистане и в Украине.

Значительное количество чувашей проживает на территории Удмуртии. На территории Удмуртии относительно массово чуваши появились в начале XX века. Они основали ряд населённых пунктов на территории современного Граховского района: Благодатное, Майоровка, Нижний Шубер, Адамовка.

2. Этнические группы и национальные особенности
Согласно информации narodudm.unatlib.ru, чуваши делятся на три этнографические группы:

1) верховые чуваши (вирья́л или тури́) — проживают на территории северо-западной Чувашии;
2) средненизовые чуваши (ана́т енчи́) — на северо-востоке Чувашии;
3) низовые чуваши (анатри́) — проживают на юге Чувашии и за её пределами.

Чувашский народ имеет свой язык (чăваш чĕлхи), на котором говорит большая часть населения. Он является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Чувашский язык имеет три диалекта: верховой («окающий»), средненизовой, низовой («укающий»). Письменность на чувашском языке появилась во второй половине XVIII века на основе русского алфавита. Новая чувашская письменность создана в 1871 году чувашским просветителем И. Я. Яковлевым.

По данным Государственной религиоведческой экспертизы Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности», основное вероисповедание религиозной части чувашей — православное христианство. Также встречаются приверженцы традиционных верований и мусульмане.

В 1551 году чуваши и их земля порабощены Москвой, после чего началась их активная христианизация. К середине XVIII века сувары были обращены в основном в христианство.

Согласно информации www.chnmuseum.ru, предки чувашей с глубокой древности пользовались руническим письмом. VII в. датируется перстень хана Великой Болгарии Кубрата, X – каменный кистень, найденный при раскопках болгарского городища Хулаш. Аналогию с ними имеют памятники XVIII в., созданные чувашскими мастерами: каменное надгробие с рунической надписью, хранительница домашнего очага чувашей херт сурт с руническими письменами на тыльной стороне, женская рубаха с вышитым по вороту руническим текстом. Знание рун жило в народе вместе с обрядами и философскими представлениями. Одним из самых красивых и значимых для каждого человека был свадебный обряд. У чувашей он представлял собой многодневный торжественный акт с музыкой и танцами. Музыка и музыкальные инструменты присутствовали в жизни чувашей всегда – от рождения человека и до смерти. Исследователям удалось выявить более 40 наименований инструментов, которые применялись на праздниках и при исполнении различных ритуалов.

Следует отметить, что многие представители чувашского народа получили мировую известность, среди них поэты К. В. Иванов и П. П. Хузангай, академик И. Н. Антипов-Каратаев, лётчик-космонавт А. Г. Николаев, балерина Н. В. Павлова и другие.

3. Республика Чувашия
По данным www.gks.ru, в Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов. Столица республики — город Чебоксары с населением 480 741 чел. В 2001 году стал победителем конкурса «Самый благоустроенный город России».

Чувашская Республика расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между её притоками Сурой и Свиягой. Территория — 18,3 тыс. км².
Численность населения республики по данным Госкомстата России составляет 1 236 628 чел. (2016). Плотность населения — 67.42 чел./км² (2016). Городское население — 61.3 % (758064).

По данным переписи 2002 года, на территории республики проживали представители 106 народов, численность чувашей более двух третей, русских — четверть.

Чувашия

4. Исторические особенности развития

Как сообщает www.chnmuseum.ru, до прихода в Среднее Поволжье предки чувашей, булгары,  жили в предгорьях Кавказа и в Приазовье. В конце VI – первой четверти VII в. булгарские племена объединились в союз, получивший название Великая Булгария. Великая Булгария оказалась непрочным объединением и распалась уже в 50-х гг. VII в., под напором хазар булгары были вынуждены покинуть приазовские степи. Археологические находки свидетельствуют, что предки чувашей, булгары и сувары, появились в Среднем Поволжье в VII – VIII вв. Здесь они заняли господствующее положение, благодаря тому, что имели уже первоначальный опыт государственности.

Как отмечает В. Янин, расположение государства на Великом Волжском пути превратило Волжскую Булгарию в «восточные торговые ворота Европы». Из Ирана и Средней Азии поступала поливная керамика, драгоценные и полудрагоценные камни, стеклянная посуда и украшения. Обилие восточных товаров объясняется ориентацией на исламский мир в силу того, что с 922 г. официальной религией Волжской Булгарии стал ислам. Широкое распространение получает арабская графика, пришедшая на смену руническому письму.

В 1438 году один из потомков золотоордынских ханов Улук-Мухаммед, потерпев поражение в междоусобных войнах, основал на Средней Волге Казанское ханство. В XV в. на бывшие булгарские земли начало заявлять претензии Московское государство. Примерно сто лет Москва и Казань соперничали с переменным успехом. Горная сторона, население которой искало защиту у Москвы, стала важнейшей опорой в войне против Казани. В 1551 г. старейшины и сотники чувашей, горных марийцев, восточной мордвы, правобережных татар отправили к царю Ивану IV своих представителей с просьбой принять Горную сторону в состав Московии.

В 1438-1551 гг. чуваши в составе Казанского ханства жили преимущественно в окрестностях р. Свияги. Хотя в чувашских землях располагались владения татарской знати, власть хана была тут не столь прочной. Во главе чувашей стояли ханские наместники, свои «сотенные князья», которые собирали ясак и отряды в ханское войско. К XV в. относится окончание этногенеза чувашей. После взятия Казани 2 октября 1552 г. территория Чувашии становится пограничной областью, которая постоянно подвергается набегам степняков: ногайцев, крымских татар, башкир. Для защиты от набегов Московия строит засечные черты, возводит города-крепости, сажает на землю русских стрельцов, служилых татар и мордву. Изменяется этнический состав населения края.

В 1551-1557 гг. чувашские территории были оккупированы Московией. В конце 1546 восставшие против власти Казани чуваши и горные марийцы оказались вовлечены в политические интриги Кремля и были использованы против казанских татар. В 1547 московские оккупационные войска вытеснили татар с территории Чувашии. Летом 1551 во время основания московитами крепости Свияжска на месте впадения Свияги в Волгу, чуваши горной стороны вошли в состав Российского государства. В 1552-1557 гг. в «подданство русского царя» перешли и чуваши, проживавшие на луговой стороне.

Крепость Чебоксары была возведена в 1555 г. Постройка крепости не превратила Чебоксары в город, а лишь завершила превращение уже ранее существовавшего ремесленного центра в русский административный центр в следствие оккупации.

Как отмечает www.vokrugsveta.ru, во времена московитской колонизации на территории современной Чувашии были построены города-крепости Алатырь, Цивильск, Ядрин. В XVI—XVII вв. произошли восстания чувашей против насилия московских оккупационных властей и захватов земли: в 1571—1573 гг., 1609—1610 гг., 1634 г.; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством С. Т. Разина в 1670—1671 гг. и Е. И. Пугачева в 1774 г. С целью пресечения изготовления оружия в начале XVII в. царское правительство запретило поволжским народам заниматься кузнечным ремеслом. Запрет действовал вплоть до XIX века.

В 1842 году произошло вооруженное восстание 10 тыс. государственных крестьян – чувашей, марийцев и татар («Акрамовская война»), направленная против реформ графа П.Д. Киселева (1788-1872) по управлению государственными крестьянами. В феврале 1907 года чувашские крестьяне села Чемеева и соседних деревень Ядринского уезда Казанской губернии выступили против столыпинской аграрной реформы. В 1913 году крестьяне-чуваши из 12 селений Ядринского уезда опять выступили против реформ («Атменьское восстание»).

В годы большевистского террора на территории России чуваши предпринимали попытки получить автономию. Существовали идеи и касательно необходимости приобретения государственной независимости, жестоко подавленные советскими властями.

24-27 января 1921 году произошло выступление 6-7 тыс. чувашских крестьян на территории современного Аликовского района Чувашской республики (в тот период – Чувашско-Сорминской волость Ядринского уезда) против продразверстки (Чаппанское восстание).
12 февраля 1921 года в Чебоксарах при Чувашском центральном музее объединение краеведов Чувашии создало «Общество изучения местного края». Цель создания данной структуры – изучение Чувашии, распространение научных сведений о ней, ознакомления чувашского населения с жизнью и культурой народов страны. Продолжателем ОИМК позиционирует себя созданное в 1991 году «Союз чувашских краеведов».

В июне 1920 года чувашский народ обрел государственность в виде Чувашской автономной области. В 1925 году советские оккупационные власти преобразовали данную территорию в Чувашскую АССР.
В сентябре 1990 года принята Декларация о суверенитете республики и утверждено её название: Чувашская ССР. С 1992 года официальное название – Чувашская Республика.
В 1994 году первым Президентом Чувашии стал Николай Федоров. В августе 2010 года вторым Президентом Чувашии назначен Кремлем Михаил Игнатьев.

Источники сепаратизма

1. Наследники Волжской Булгарии
24 октября 1990 года Верховный Совет Чувашии принял декларацию о суверенитете республики и утвердил её новое название — Чувашская ССР. 24 мая 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил данное название, внеся поправку в ст. 71 конституции РСФСР 1978 года. С 13 февраля 1992 года с принятием Закона «Об изменении наименования Чувашской ССР» Чувашская ССР стала называться Чувашская Республика.

Как сообщает moygorod-online.ru, в октябре 2012 г. в Чебоксарах в ходе «круглого стола» с руководителями делегаций чувашских национально-культурных объединений России и зарубежных стран, прошедшем в рамках празднования 20-летия образования Чувашского национального конгресса, было распространено обращение к Главе Чувашской Республики М. В. Игнатьеву, к депутатам Госдумы РФ А. Г. Аксакову, В. С. Шурчанову, А. И. Аршиновой, к депутатам Госсовета ЧР с предложением восстановить историческое название Чувашской Республики «Республика Чувашия — Волжская Булгария». Инициаторы называют себя «наследниками древнебулгарской цивилизации». Важную роль в этом процессе отыгрывают директор Межрегионального историко-культурного фонда «Волжская Булгария», профессор Геннадий Тафаев, почетный директор этого же фонда, профессор Василий Димитриев, председатель Чувашского общественно-культурного центра, народный писатель Чувашии Мишши Юхма и другие.
По информации сувары.рф, 16 января 2013 г. в Государственный Совет Чувашской Республики поступило коллективное обращение с просьбой инициировать изменение названия Чувашской Республики на историческое название «Республика Чувашия — Волжская Булгария» по-чувашски — «Чăваш — Атăлçи Пăлхар Республики», подписанное Г. И. Тафаевым, М. Н. Юхмой, В. Л. Болгарским-Васильевым, Ю. В. Дадюковым, Р. И. Шевлеби, Н. И. Заводсковой, А. В. Павловым.

Инициаторы выражают обеспокоенность «плачевным состоянием» чувашской истории, языка и «катастрофическим сокращением численности чувашского народа». По данным переписи 2010 года, на которые они ссылаются, численность чувашского народа за 25 лет сократилась на 410 тысяч человек. Кроме того, авторы обращения ссылаются на другие регионы, где уже произошло переименование. Например, в республиках Якутия-Саха, Северная Осетия-Алания, городах Ленинград и Горький – ныне Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде соответственно. Как отмечается в письме: «Исследования показывают, что возвращение исторических названий городов и территорий помогает поднимать бизнес только в сфере туризма на 20%». В тексте обращения содержится также и упрек в адрес властей республики и общественных организаций в «отсутствии полной инициативы» в сфере «популяризации культурных ценностей и культурного наследия Волжской Булгарии».

2. Борьба за сохранение языка и национальных традиций
Фиксируется активность чувашского народа в борьбе за сохранение национальных традиций и на территории Удмуртии. Как отмечает narodudm.unatlib.ru, по мере роста национального самосознания чувашского населения возрастало стремление к возрождению родного языка и культуры. С этой целью в 1992 году была создана Удмуртская республиканская общественная организация «Чувашский национальный центр» (УРОО ЧНЦ) в г. Ижевске, в с. Грахово открыт чувашский национальный клуб «Çеçпел» («Подснежник»).

3. Общественные организации
По данным портала сувары.рф, в 2005 году за пределами Чувашской Республики было зарегистрировано 67 чувашских национально-культурных автономий. По состоянию на 1 января 2009 года их количество увеличилось и достигло 79. Чувашские национально-культурные автономии образованы в 29 субъектах Российской Федерации (в том числе в 12 субъектах ПФО) и 6 зарубежных странах. Все национально-культурные общества, союзы, автономии и иные формы объединений, действующие на территории Чувашской Республики, Российской Федерации, стран СНГ и мира объединяет «Чувашский национальный конгресс».

1.1. «Союз чувашских краеведов»
21 июня 1991 первым съездом чувашских краеведов был учреждён «Союз чувашских краеведов», призванный продолжить традиции «Общества изучения местного края».
СЧК является одним из организаторов общественных дискуссий на тему исторической связи чувашского народа с легендарными суварами. Члены организации активно выступают за переименование Чувашии в Волжскую Булгарию, а также самих чувашей в суваров. В частности, СЧК провела ряд круглых столов по данной тематике. Один из них состоялся 30 октября 2010 года в зале Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН). На указанном мероприятии данную тему активно продвигал один из авторов идеи переименования чувашей в сувары Владимир Алмантай. В Чебоксарах он провел презентацию свой книги, где изложено обоснование данной концепции.

Окончание здесь: Чувашия: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы (окончание)

По теме Сепаратистские угрозы современной России:

Башкортостан: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 1
Башкортостан: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 2
Марий Эл: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 1
Марий Эл: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы. Часть 2
Уральская республика: путь к свободе. Характеристика колонии Москвы и перспективы
Обращение элиты ойрат-калмыцкого народа

Tags: Чувашия, автономия, аналитика, борьба за независимость, колонии, коренные народы, национальное самосознание, обзор, право на самоопределение, развал РФ, свобода, сепаратизм, этнические территории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments