Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

Черноморскому флоту на зависть


Originally posted by ukraine2world at Самойло Кошка - Иван Сулима

Краткая история военно-морских сил Украины

Казацкий флот (XVI - XVIII вв.)


В казацкую эпоху, корабли и суда запорожских казаков успешно воевали против турок на Днепре и в Черном море. Первое упоминание о победных действиях казачьего флота на море относятся к 1492 году. Наиболее же известными являются освободительные морские походы гетмана Сагайдачного, в ходе которых было освобождено множество христианских невольников, а также захвачено большое количество турецких кораблей и прибрежных городов анатолийского побережья.

Кроме того, в 1635 году в Балтийском море против шведского флота действовала флотилия казацких чаек атамана Волка (подтверждение этого факта можно найти в мемуарах князя Радзивилла). Документально подтвержден факт захвата казаками одного шведского фрегата.


Гетман Петро Конашевич Сагайдачный, организатор многочисленных морских походов против турок

Наиболее распространенным кораблем казаков стала так называемая «чайка» — беспалубное парусно-гребное судно, низкого профиля, обвязанное с обоих бортов бревнами или соломой, что придавало ему устойчивости в неспокойную погоду. Чайки вмещали в себя 50-70 человек, вооруженных мушкетами. На бортах корабля крепились легкие пушки — фальконеты и карронады, общее количество которых доходило до 10 штук. Кроме того, известны попытки создать на базе чаек подводные суда. Надо отметить, что главной особенностью казацкого флота была его иррегулярность.


Марка, посвященная морским походам гетмана Сагайдачного

Чайки широко использовались запорожскими казаками для быстрого нападения на врагов и столь же быстрого отступления. Известны случаи длительных походов вплоть до берегов Босфора.

• В 1515 году на 32 чайках запорожские казаки совершили набег на Очаков.
• В 1556 году на чайках казаки захватили предместье Очакова.
• 1559 — знаменитый Крымский поход. Флотилия из 150—200 чаек и дубов спустилась от Хортицы по Днепру, захватила два турецких корабля и высадила войска на западное побережье Крыма неподалёку от Перекопа. После нескольких успешных стычек с отрядами Девлета I Гирея запорожцы взяли Кафу, главный невольничий рынок, освободили пленённых соотечественников и успешно возвратились на Хортицу.
• В 1576 и 1590 годах совершены успешные набеги на Синоп и Трапезунд.
• В 1606 году казаки напали на Варну.
• 1608 — нападение на Перекоп.
• 1609 — нападение на устье Дуная.
• 1614 — запорожские козаки захватили турецкие города Синоп и Трапезунд
• 1615 — сожгли гавань Архиоки (Стамбул)
• 1615 — совместный поход запорожских и донских казаков на Азов.
• 1616 — поход на Синоп.
• 1616 — под предводительством гетмана Петра Сагайдачного захватили Кафу.
• 1633 — нападения на Азов, Измаил, Килию.
• 1637 — поход на Азов.
• В 1651 г. 900 казаков на 12 чайках захватили 3 турецких корабля, разгромили г. Каменный Базар, взяли в плен 600 турок. На обратном пути, занесённые бурей к черкасским берегам, они продали много пленных.
• В 1652 г. 1000 казаков напали на Стамбул, опустошили окрестные населённые пункты и захватили в плен 150 человек. На обратном пути их настигли 10 султанских боевых судов, однако казаки сумели уничтожить большую часть турок и разогнать их корабли. Данный факт говорил о большом мастерстве ведения морского боя.


Памятная монета, посвященная морским походам гетмана Петра Сагайдачного

К началу XVIII в. активность морских походов запорожцев начинает падать. Тем не менее, в ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг., под руководством российского вице-адмирала Наума Сенявина на правом берегу Старого Днепра открывается корабельная мастерская. Она должна была изготовить 524 единицы различных типов судов, которые должны были заложить основу Днепровской флотилии, личный состав которой комплектовался преимущественно запорожскими казаками. Кроме того здесь планировалось построить суда, которые были доставлены из Брянской корабельни - 2 прама, 20 шестнадцатибаночных галер, 10 двадцатибаночных, а также 107 различных шлюпок. Конструкция казацкой чайки за время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. слегка изменилась - благодаря инженеру Х.А. Миниху, который работал на этой корабельной мастерской, она обрела элементы западноевропейской корабельной конструкции, ее корпус стал набиратся из досок (до этого времени он был целостным, выдолбаным из дерева). Корабельня со своим заданием справилась, все корабли были изготовлены; созданная флотилия приняла участие в штурме Очакова. В 1738 г. российские войска оставили Очаков, и вместе с Днепровской флотилией отошли к Хортице. 23 апреля 1739 г., флотилия выступила к Дунаю, где продолжила боевые действия против турок. В том же году после окончания русско-турецкой войны суда были поставлены на прикол возле Хортицы, где следующей зимой большая их часть погибла или оказалась повреждена во время неожиданно сильного ледохода. Кроме того, в этих краях началась эпидемия чумы, из-за чего о кораблях пришлось забыть. Чайка, поднятая 13 октября 1999 г. принадлежала именно к этой флотилии (Костянтин Сушко. Острів Хортиця. Изд-во Дике поле, Запоріжжя, 2001 р., с. 35-41).



Казацкая чайка

Чайки также активно использовались и после разрушения московской ордой Запорожской Сечи и рекрутства части казаков на имперскую регулярную воинскую службу в 1775 году. В составе Черноморского казацкого войска существовала и успешно действовала во время второй русско-турецкой войны Черноморская казачья флотилия. Известными казацкими флотоводцами стали атаман Сидор Белый и атаман Антон Головатый, бывший начальником сначала пешей дружины, а затем черноморской казачьей гребной флотилии. Большую роль флотилия запорожцев сыграла в русско-турецких войнах конца XVIII века под руководством А. Суворова. Запорожцы участвовали во взятии Очакова, Измаила, Аккермана, Мачин и Бендер.

• Во время Кинбурнской баталии в мае 1788 г. на помощь кинбурнскому гарнизону Суворов вызвал десять лодок с «добрыми молодцами», которые отбивали атаки турецких суден со стороны лимана.
• Под руководством Антона Головатого Черноморская флотилия произвела успешный захват острова Березань (остров) Березань — важного стратегического пункта в устье Днепра. По приказу Суворова казаки на чайках тихо подошли к острову, дали залп из пушек и мушкетов, а затем десантировались на берег, где после навального штурма овладели береговыми окопами и артиллерийской батареей.
• В октябре 1790 г. казачьи "морские силы" помогли овладеть крепостью Килия, а вскоре и придунайскими замками Тульча и Исыкча.
• При взятии Измаила 24 декабря 1790 г. сто казацких суден под командованием Головатого атаковали Измаил со стороны Дуная и под градом ядер и картечи высадили десант для штурма крепости. Суворов лично отмечал в рапорте к Потемкину «полковника и кавалера Головатого, который отличной храбростью, трудом и постоянным старанием не только войску своему подавал пример, но и сам действовал бесстрашно».
• После взятия крепости Хаджибей и начала постройки там нового города (который позже назовут Одессой) 4 июля 1794 г. в специальном рапорте на имя генерал-фельдмаршала Румянцева Суворов предложил использовать при создании местной команды моряков опыт и возможности тех украинских казаков, которые не отправились на Кубань. В результате, 12 казацких «чаек» составили основу одесской флотилии.

Вскоре после этого украинский флот как отдельная боевая единица почти на век с половиной прекратил свое существование.

Флот Украинской Народной Республики и Украинской Державы (1917-1921 гг.)

Военно-морские силы Украинской Народной Республики, позже Украинской Державы, были созданы в 1917-1918 годы. на базе технического имущества Российского Императорского Флота.

После Февральской революции произошла легализация национальных политических партий и демократизации порядков в армии и флоте.

Начиная с этого времени в армии и флоте начались возрождение украинских традиций и украинизация (то есть совокупности организационных и культурно-просветительских мер, сопровождавшихся процессом образования на кораблях или в воинских частях землячеств, группировавшихся по национальному признаку, которые создавались путем обмена личным составом с другими кораблями). Эта инициатива Временным Правительством сначала была воспринята отрицательно, и только 2 июля оно признало возможность формирования украинских военных частей.
Украинизация команд в дальнейшем создала предпосылки для революционных выступлений команд. На тех кораблях или воинских частях, в которых процентный состав украинцев среди личного состава был очень высоким, происходило постепенное изъятие из личного состава всех неукраинцев, с замещением последних украинцами. На других судах, где украинцев было меньше, организовывались различные национальные кружки, объединявшие украинцев того или иного корабля.

После того, как в Николаеве был построен линкор «Воля», возникла необходимость перевезти корабль в Главную базу, находившуюся в Севастополе. Офицеры линкора категорически отказались это делать. Противостояние продолжалось две недели. В результате не найдя поддержки ни у одного офицера, который смог бы управлять кораблём, экипаж согласился выполнить приказ контр-адмирала В. Лукина, идти в Севастополь … На орудийных башнях торчали всевозможные флаги, отражающие политические взгляды и настроения различных группировок, которых было много на борту корабля.

Осенью власть Временного правительства начинает слабеть с каждым днем. В Петрограде происходит большевистский переворот. В это неспокойное время украинское движение продолжало разрастаться, равно как и большевистское.

12 октября 1917 года приказом по Черноморскому флоту было предписано на один день поднять украинские национальные флаги на всех кораблях, в крепостях и портах.

9 ноября команда линкора «Георгий Победоносец» приняла резолюцию с признанием власти на Украине в лице Центральной Рады «считая её действия справедливыми и законными» (Севастополь: хроника революций и гражданской войны 1917—1920 годов / В. В. Крестьянников — Севастополь : Крымский Архив, 2007. — 639с.).

12 ноября 1917 года большая часть личного состава крейсера «Память Меркурия»(подчинялся Центральной раде с 12 ноября 1917 по 17 января 1918) приняла решение не поднимать Георгиевского флага, а поднять вместо него сине-жёлтый флаг, который был флагом Украины [Басов А. Н. Части бывшего целого. Украина // История военно-морских флагов. — Научно-популярное издание. — М. ООО «Издательство „АСТ“», СПб. ООО «Издательство „Полигон“», 2004. — С. 138-139. — 310 с.].


Канонерская лодка «Кубанец», переименованная 17 сентября 1918 г. в «Запорожец». Три канонерских лодки такого типа было в составе Державного Флота.

Так как в прямом распоряжении автономной УНР оказалось уже два корабля, 17 октября в Севастополь был прислан из Киева капитан 2-го ранга Е. Н. Акимов, назначенный по решению 3-его Украинского Военного съезда генеральным комиссаром Центральной Рады при штабе командующего Черноморским флотом. По некоторым данным, украинский войсковой комитет прямо агитировал за полную украинизацию Черноморского флота и передачу его Украине на правах собственности [Мельников Р. М. Глава 8. В дни мира и войн // Крейсер „Очаков”. — Л.: Судостроение, 1986. — 256 с.].

Согласно некоторым сведениям, в это же время были украинизированы эсминцы «Зоркий» и «Звонкий» (находились в Севастополе)[ Гай-Нижник П.Чорноморський флот і українське державотворення 1917—1918 років// Вип.7. — К.: ЦМЗСУ,2006. — С.37-46.].

В начале декабря 1917 года усилиями украинизированных кораблей (линкор, крейсер, 3 эсминца) была проведена эвакуация из Трапезунда украинизированных частей 127-й пехотной дивизии[Биковський Л. На Кавказько — Турецькому фронті. Спомини з 1916—1918. — Вінніпег, 1968, с. 116—120]. Примечательно, что в походе принял участие линкор «Воля». Это была первая, и, как оказалось, последняя операция украинского республиканского флота. В силу различных обстоятельств Центральная Рада вскоре утратила контроль над флотом.

Центральная Рада, несмотря на то, что потеряла всякую возможность иметь собственный флот, все же организовала собственное военно-морское ведомство. Делами флота во времена Центральной Рады занимался Генеральный Украинский Морской Совет, созданный в начале октября, а с декабря 1917 — Генеральное Секретарство (или Секретариат) Морских Дел. С 23 декабря по 14 марта 1918 г. министром морских дел был Дмитрий Антонович, в дальнейшем обязанности морского и военного министров были совмещенными [Тинченко Я.Военно-морское ведомство Украины 1917—1924.//«Старый Цейхгауз» № 29].

На предварительном заседании секретариата Д. Антоновичем был разработан закон «Про перевід української фльоти на вільний найм», на 6 следующих лет ставший неотъемлемой основой военно-морской доктрины Украины. Переведением флота на добровольный наем украинское правительство в будущем пыталось обезопасить флот от проникновения в него большевистского элемента.

14 января 1918 года Центральной Радой был утвержден разработанный Генеральным Секретарством «Временный закон про флот Украинской Народной Республики», которым весь военный и торговый флот на Чёрном море объявлялся «флотом УНР», тогда же был утвержден военно-морской флаг.

Примечательна интересная история появления на украинском военно-морском флаге трезубца с крестом. Как утверждает в своем исследовании Владимир Кравцевич-Рожнецкий (статья «Золотой крест над Черным морем») когда на заседании Секретариата рассматривался закон про флот, социал-демократы были против того, чтобы на среднем его зубе был крест. Однако старший лейтенант Михаил Билинский заявил, что «моряки в море без креста не выйдут». Также он заявил, что крест этот послужит как бы памятным знаком для украинцев, погибших во время войны, и одновременно будет напоминанием о старых казацких морских флагах. Против этого аргумента оппоненты Билинского ничего сказать не смогли. Так на полотнище первого украинского военно-морского флага появился золотой крест в навершии знака Святого Владимира Великого, как память о подвиге экипажа минного заградителя «Прут», погибшего 29 октября 1914 года, команда которого была укомплектована большей частью из украинцев[Кравцевич-Рожнецький В. Золотий хрест над Чорним морем//Дзеркало тижня № 49 (373) 15 — 21 грудня 2001].
Особенно нужно отметить тот факт, что трезубец как символ появился впервые именно на военно-морском флаге Украины, задолго до того как этот трезубец был утвержден малым государственным гербом.

Согласно приказу военного министра Жуковского, 22 апреля 1918 г., на технической базе прежнего 3-го дивизиона гидроавиации Чёрного моря был создан 1-й Украинский дивизион гидроавиации Черноморского флота. Там было около 20 учебных и боевых гидросамолетов и летающих лодок. Как отмечает Лубенец А. В., это соединение стало первым соединением украинской морской авиации.

Также при Жуковском была введена присяга, называвшаяся торжественным обещанием.

Происходящие на Черноморском Флоте события апреля 1918 г. описал в своей книге «Україна у війні за державність» генерал УНР Александр Удовиченко.[Удовиченко О. Україна у війні за державність: Історія організації і бойових дій Українських Збройних Сил 1917—1921. -К. Україна, 1995—206 с]:

В то время в Севастополе сосредоточился весь Черноморский флот, на котором все ещё не развеялся революционный угар. Разстреляв множество офицеров, утопив десятки из них в море или спалив их в корабельных топках, матросы захватили все руководство флота, создав революционный комитет. Известие о приближающемся к Севастополю украинском войске заставило весь этот бандитский элемент, руководивший флотом, серьёзно задуматься о своей судьбе, вместе с этим это дало возможность здравомыслящим матросам овладеть настроениями команд. Команды кораблей Черноморского флота состояли в основном из матросов украинской национальности, которые с приближением к Севастополю украинских войск смогли свободно проявить свои национальные чувства. Несмотря на препятствия и протесты со стороны матросов русской национальности, которые наиболее рьяно отстаивали идеи Интернационала, на всех кораблях начались митинги, на которых выносились постановления о том, что Черноморский флот является украинским флотом.

Позже, при Директории УНР даже будет учреждена памятная медаль. 29 апреля 1918 года в 16:00 Саблин отдал приказ: «Флоту поднять Украинский флаг».
Центральной Раде в Киеве он телеграфировал:
«Сего числа Севастопольская крепость и флот, бывшие в Севастополе подняли украинский флаг. Командовать флотом приступил адмирал Саблин».

В этот же момент на штабном корабле флота, броненосце «Георгий Победоносец» был поднят сигнал-приказ:
«Приступил к командованию украинским Черноморским флотом. Адмирал Саблин».

Существует мнение [Басов А. Н. Части бывшего целого. Украина // История военно-морских флагов. — Научно-популярное издание. — М. ООО «Издательство „АСТ“», СПб. ООО «Издательство „Полигон“», 2004. — С. 138-139. — 310 с.], что украинские флаги были подняты кроме броненосца «Георгий Победоносец», на линкорах «Воля» и «Свободная Россия», а также на некоторых эсминцах.

Вечером 1 мая, глава Военно-революционного комитета, печально известный организациями массовых расстрелов в Севастополе большевик Юрий Гавен передал Черноморскому флоту распоряжение Саблина, что «желающие уходить должны покинуть бухту до 12 часов ночи. После 12 выход будет закрыт и минирован». До 2-ух часов ночи в море вышли 12 эсминцев, 10 катеров и 8 транспортов. Затем еще несколько кораблей, не поднявших украинские флаги.

2 мая в Новороссийске оказались следующие корабли:

линкоры (дредноуты)
• «Воля» (флаг командующего флотом адмирала Саблина)
• «Свободная Россия»;
эскадренные миноносцы:
• 1-й дивизион: «Дерзкий», «Беспокойный», «Пронзительный»;
• 2-й дивизион: «Пылкий», «Громкий» и «Поспешный»;
• 3-й дивизион: «Керчь», «Гаджибей», «Фидониси» и «Калиакрия»,
• угольные миноносцы 2 ранга: «Капитан Баранов», «Лейтенант Шестаков»;
• 3 ранга: «Живой», «Жаркий», «Сметливый» и «Стремительный».

В ходе июньских событий в Цемесской бухте половина этих кораблей будет затоплена по личному распоряжению Ленина.

1918 г. Украинский Державный Флот

Вид флага при Директории не менялся; этот же флаг и в настоящее время является флагом возрожденных ВМС Украины.

17 сентября того же года дополнительно были утверждены морские должностные флаги и вымпел(майвець). Особняком стоял вопрос о военно-морской униформе. В мае 1918 года геральдической комиссией был представлен проект униформы для Украинского Державного Флота, определивший более чем на следующие 50 лет внешний вид украинского моряка. За основу были взяты элементы российской и английской морской униформы, однако, с развитой системой национальных ранговых знаков отличий и эмблем.


Исторический флаг ВМС УД и УНР, утвержденный 18 июля 1918. В период 1992—1995 на некоторых кораблях Черноморского флота поднимался именно этот флаг. Оригинал флага, сшитый в 1918, хранится в Украинском Национальном Музее в Чикаго

Закон об униформе был введен приказом по Морскому генеральному штабу от 15 июля под № 166/28. Согласно этому приказу, жестяная кокарда для головного убора для матросов и унтер-офицеров представляла собой круглую золотую выпуклую «звезду», диаметром 27 мм, на которую накладывался покрытый голубой краской эмалированный кружок диаметром 18 мм с золотым ободком и гербом Украинской Державы. Она ничем ни отличалась от общеармейской кокарды, введенной в это же время. Для офицеров и адмиралов вместо трезубца на кружке размещался золотого цвета якорь, а трезубец располагался над «звездой», притом, он мог быть как жестяным, так и вышитым, притом последний вариант, судя по всему, был более распространенным. Вокруг этой композиции располагался золотого цвета лавровый венок, переплетенный внизу лентой с голубыми кантами. Ранговые знаки нашивались золотистым галуном на рукава, поверх этого был трезубец с крестом; такие же нашивки нашивались на мягкие погоны, на последних крепился для младших и старших офицеров золотого цвета якорь, для адмиралов — трезубец с якорем. Летняя выходная офицерская униформа одежды была белого цвета, к ней прилагались серебристого цвета аксельбанты; нарукавные ранговые знаки при ней отсутствовали, только погоны.

При Директории серьёзные изменения произошли лишь в форме морской пехоты. Как известно, летом 1919 усилиями морского ведомства был организован 1-й гуцульский полк морской пехоты, чуть позже 2-й, который комплектовался из жителей Надднепрянской Украины. Для офицеров морской пехоты УНР была установлена новая морская форма, представлявшая собой чёрного цвета френч, чёрные штаны-галифе (с красными или золотыми лампасами, в.з. от старшинства). У локтя нашивался ромбический шеврон с красной выпушкой, на котором был вышит золотого цвета якорь (у нижних чинов — якорь был чёрного цвета). Якорь золотистого цвета присутствовал и на погонах. На погонах, помимо этого жёлтым цветом была обозначена принадлежность их владельца к 1 или 2-му полку морской пехоты. Нарукавные знаки отличия для офицеров представляли собой малиновые галуны, для унтер-офицеров — желтые шевроны под жёлтым якорем. Головным убором была установлена фуражка с чёрным околышем и кокарда общеармейского образца.

Другим нововведением, которое отразилось на внешнем виде украинского моряка, стало утверждение при Директории памятной флотской медали — в память о событиях 29 апреля 1918 г., когда Черноморский флот поднял украинский флаг. На лицевой стороне медали был изображен военно-морской флаг, на обратной стороне якорь, над ним трезубец; слева от якоря цифра «29», справа «IV», внизу под якорем «1918». Медаль носилась на голубой ленте с двумя желтыми полосками [А.Феньов. Відзнаки та нагороди Української Народної Республіки.//Записки Львівського історичного музею. Вип. VII, 1998 рік]. Рядом с новыми наградами продолжали носиться старые знаки имперского периода.

Известен также памятный знак, посвященный переименованию канонерской лодки «Кубанец».

В связи с вероятной скорой передачей Украине всего флота, морским министерством был поднят вопрос об организации боевой тактики будущего флота. Командиром севастопольского флотского полуэкипажа, полковником (с 1919 г. — генерал-хорунжий) Владимиром Савченко-Бельским была предложена следующая тактика. Часть флота в будущем предлагалось перевести на новую базу в Тендровский залив. В самой Тендровской косе планировалось прорыть ещё один секретный проход, для того чтобы неприятель не смог закупорить находящийся в бухте украинский флот. Большое значение уделялось легким морским силам —эсминцам, подводным лодкам канонерским и минным судам. Предполагалось перенести на море методы позиционной войны — минные поля должны были представлять собой непреодолимые врагу рубежи вроде колючей проволоки и рогаток в окопной войне. Возле минных полей планировалось устраивать засады и постоянное дежурство легкими и сторожевыми кораблями, а также подводными лодками. Также планировалось усилить батареи на Тендре и у Одессы.

Касательно подводной войны, полковник Савченко-Бельский предлагал в случае войны с каким либо черноморским государством вести исключительно ограниченную подводную войну в рамках действующего морского призового права. Также он полагал, что роль подводной лодки как военного средства в скором будущем упадет, так как к 1918 году уже были разработаны эффективные методы борьбы с подводными судами.
Основным элементом новой тактики был сильный линейный флот, который так стремились вернуть себе украинцы; в то время как легкие силы флота и минные поля сковывали бы основные силы предполагаемого противника, эскадры украинских линейных кораблей устраивали бы рейды на вражескую территорию и уничтожали бы вражеские порты и базы [Савченко-Більський В. Воєнна фльота України//Табор № 12. — Варшава, 1929].

Как всякое государство, обладающее военно-морским флотом, Украинская Держава завела военно-морские представительства в других странах. Военно-морскими агентами гетмана в других странах были:

• в Германии — капитан 1-го ранга Свирский.
• в Австрии — капитан 2-го ранга Дашкевич-Горбатский.
• в Румынии — капитан 1-го ранга Бачманов.
• в Турции — капитан 1-го ранга Зарудный.
• в Болгарии — адмирал Веселкин.

Википедия

П’ять копійок: День 29 апреля с 1937 г. отмечался как праздник «Украинского Черного моря» [Тинченко Я. Офицерский корпус армии Украинской Народной Республики. Киев, 2007 (с.382)].

День флота Украины — национальный профессиональный праздник, который отмечается в Украине.
Впервые у украинских моряков появился свой праздник 29 июня 1993 года, согласно Указу первого президента Украины Леонида Кравчука № 236 от 29 июня 1993 года «О Дне работников морского и речного флота». 24 марта 2006 года глава государства Виктор Ющенко издаёт новый Указ № 259 «О Дне Военно-морских сил Вооружённых сил Украины», в котором выделяет в отдельную дату праздник военнослужащих Военно-морского флота Украины.
Приблизительно два года спустя, 18 ноября 2008 года, президент Ющенко издаёт ещё один указ «О дне флота Украины» № 1053/2008, которым предписывает считать утратившими силу "Указы Президента Украины от 29 июня 1993 № 236 «О Дне работников морского и речного флота» и от 24 марта 2006 № 259 «О Дне Военно-Морских Сил Вооружённых Сил Украины».

В президентском указе № 259 от 18.11.2008 в числе прочего говорилось: «Установить в Украине профессиональный праздник работников морского и речного флота и военнослужащих Военно-Морских Сил Вооружённых Сил Украины — День флота Украины, который отмечать ежегодно в первое воскресенье июля». С той поры гражданский и военный флот снова стали отмечать свои профессиональные праздники вместе.

И лишь енакиевское недоразумение, дважды отсидевший президент В. Янукович под Новый год 30.12.2011 перенес празднование дня флота Украины на последнее воскресенье июля, совместив его во времени с празднованием дня ВМФ Российской Федерации.

Странный, конечно, жест. Тем более, днем рождения российского ВМФ принято считать 20 октября 1696 года, когда боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России. Т.е. спустя более двух веков после побед украинских флотоводцев.

К тому же, кораблестроению россиян учили голландские мастера, в отличие от создания украинцами военного флота собственными руками. Черноморский флот Россия создала еще век спустя. Таким образом, разница в освоении военно-морского дела между Украиной и Россией составляет более 200 лет, а именно на Черном море украинский флот утвердился раньше российского на три века.

Может, Янукович пьян был или хотел приятное сделать В. Путину под Новый год? Кто его, проФфесора поймет…

Продовження теми: Слава Військово-Морського флоту України, яку приховували
Tags: ВМС України, УНР, Україна, ЧФ РФ, армия, военные действия, войны, гетьмани, история, козацтво, неизвестная история, перемоги, постаті в історії, праздники, российская военщина, символика, украинизация, українство, українське військо, українці, флот, історична правда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →