Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

«В кино вместо бюста нужно показывать сердце»

 
В прошлой статье об украинском кино , автор познакомил читателя с известным российским режиссером Анатолием Газиевым и кинопродюсером Светланой Гречухой.

Светлана – украинка, но смогла убедить Анатолия переехать в Украину из кинематографической Мекки СНГ – Москвы. За спиной Газиева и Гречухи не стоит чиновничье лобби киностудии Довженко или Одесской к/с. Эту творческую пару также нельзя заподозрить в предвзятости и в протеже «руки Москвы».

Анатолий Газиев снимал фильмы и телепередачи для крупнейших российских каналов. Автор сценария и режиссер-постановщик т/с «Тронутые», «Приключения нотариуса Неглинцева» и мн. др. Так же работал над известными проектами: «Криминальная Россия» (НТВ), «Что хочет женщина» (РТР) и мн. др. художественными, документальными фильмами и сериалами. Успел отметиться в других постсоветских странах, руководил ТПХО «Самарканд–фильм», был гендиректором Среднеазиатского отделения Ассоциации Независимого Кино.

Светлане Гречухе, еще в бытность ее студенчества во ВГИКе, посчастливилось поработать с такими маститыми «кинотаврами», режиссерами А. Хржановским, А. Германом и др.

Анатолий – гражданин России. Светлана состоялась, как продюсер также в этом соседнем государстве. Во время наших бесед, автор слышит горечь и тревогу из уст профессионалов о будущем киноиндустрии Российской Федерации. Российский киноцех с недавних пор коснулись системные изменения, надо сказать, не в лучшую сторону.

К сожалению, с осени прошлого года Союз кинематографистов РФ патронирует «друг всех народов» и «любитель» свободы мнений Владимир Путин, управдомом которого в этом хозяйстве является придворный Никита Михалков. Идеология этих одиозных личностей не могла не отразится на будущей политике, если хотите, великорусской цензуре, киноиндустрии в целом. Собственно, о последних скандалах в российском кино, увольнениях метров отрасли из ВГИКа и протестах российских кинематографистов читатель, возможно, наслышан.

Не в последнюю очередь, изменение климата в российской киножизни и привела моих собеседников в Украину. Как известно, в мае в Украине подписана новая редакция Закона «О кинематографии» (развитии украинского кино). Именно желание помочь что-то изменить в украинском киносообществе движет моими собеседниками.

Но, какое кино может развиваться без идеологии? Автор не зря поставил в заголовок слова Джины Лоллобриджиды. Сегодня речь пойдет об идеологии в киноискусстве. Какой она должна быть и, вообще, нужна ли она при производстве фильмов? Не достаточно ли и так идеологизирована наша повседневная жизнь?

- Светлана, идеология в кино. Есть ли такое понятие и кто ее определяет?

- Разумеется, идеология всегда присутствует при кинопроизводстве.

Если рассматривать ключевые фигуры в определении тематики фильма, то ими являются: государство и/или продюсер. Государство, выступая заказчиком, делегирует свои полномочия продюсеру, и он выполняет заказ как подрядчик. Второй вариант, это когда продюсер сам определяет тему, покупает или заказывает сценарий и ищет под него финансирование. Но такие случаи редки, потому что идеологическое кино в чистом виде не всегда имеет коммерческий потенциал. Поэтому, идеология чаще остается прерогативой государства.

- Должны ли вообще фильмы быть идеологическими?

- Конечно, обязательно, просто нужно понимать, что такое идеология. Для многих это синоним «зомбирования», особенно на постсоветском пространстве.

После появления кинематографа, определив его "важнейшим из искусств", многие руководители государств, прежде всего, видели в нем мощное средство идеологической пропаганды, то есть - манипуляции массовым сознанием. Эту функцию впоследствии еще более эффективно стало выполнять телевидение.

Но если рассмотреть этот вопрос, исключая вмешательство государства, то кино - это зеркальное отражение общества. Если, например, сейчас, в обществе нарастает проблема раскола страны, нужно снимать художественные и документальные фильмы о единстве нации.

- Хорошо, попробую подойти с другого конца. Что означает идеология для фильма?

- Учение об идеях, и это важно понимать, касается не только вопросов государственной или национальной важности, это общее воспитание мировоззрения. Фильмы о социальных проблемах, это тоже идеология.

Например, в своей предвыборной кампании, г-н Тигипко говорил о легализации проституции. Считаю этот вопрос опасным. Я не могу себя назвать специалистом в этой области, но знакома со многими исследованиями. До изучения этого социального явления я также считала, что легализация даст возможность контроля и, как следствие, предотвращение или уменьшение распространения венерических заболеваний, сексуального рабства и т.д. Но «история проституции» рассказывает о диаметрально противоположном результате. В большинстве случаев легализация создает благоприятные условия для развития этого порока. Тема достаточно сложная и объемная и в одном интервью я не могу озвучить в полной мере все ее аспекты. Но, например, снять фильм об этом я бы очень хотела. Скорее документальный, для того чтобы провести сравнительный анализ «за» и «против».

- Здесь возникает идеология женского вопроса. Разве художественные фильмы феминизация обходит стороной?

- Конечно, нет, нужно делать и художественные фильмы, например, о высоконравственной женщине, стремившейся занять достойное место в обществе, а не на кухне или в борделе. Если посмотреть глубже, раскрыть в полной мере «женский вопрос», то женщина в обществе играет очень важную роль, прежде всего по тому, что она МАТЬ. А именно мать оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. Если игнорировать этот вопрос, то мы неизбежно столкнемся с деградацией общества.

Социальный статус современной молодой женщины сегодня, это содержанка. Юные леди не брезгуют и не стесняются быть на обеспечении мужчин. Сегодня это не вызывает осуждение обществом. Но вспомните, к примеру, Настасью Филипповну, героиню Ф. Достоевского из романа «Идиот». Как она спрашивала Льва Мышкина, когда он ей предложил руку и сердце «И что, упрекать меня не будешь за то, что в содержанках была?». Как этот вопрос воспринимается сегодня большинством представительниц прекрасного пола? Быть содержанкой это даже не модно, это норма. Хотя исследователи «проблемы проституции» считают, что содержанка на втором месте после проститутки. Это та же проституция, разница только в количестве партнеров и открытости. Можно ли назвать фильм идеологическим, в котором раскрывается проблема проституции, содержанства? Думаю, что можно. Потому, что если уделять этому вопросу внимание и воспитывать в обществе высоконравственных женщин, общество в меньшей мере будет деградировать.

- Если идеология в кино это производная от ситуации в обществе, какие темы сегодня необходимо затрагивать, на Ваш взгляд, украинским кинопродюсерам?

- Самая острая тема, как я уже говорила, это раскол страны. Также необходимо затрагивать темы нацизма и толерантности, это вечные проблемы человечества. В идеологии вообще всегда нужно держать руку на пульсе.

Обязательно следует поднимать исторические темы, но не так как это делают американцы. Они могут наплевать на историю ради остросюжетности фильма. Исторический экшн, так сказать.

Я смотрю исторические фильмы с крайней осторожностью, всегда после просмотра сопоставляю факты, если для меня это новый материал. Неоднократно сталкивалась с тем, что художественные произведения идут в разрез с историческими фактами. Но сравнивают и задумываются единицы, а большинство не почитает, не поинтересуется и воспримет все за чистую монету. Это опасные игры. Поэтому, работая над созданием исторической картины, я считаю, что продюсер просто обязан не нарушать ход исторических событий даже в виртуальном мире. И независимо от жанра отдавать отчет, какую он, прежде всего, несет ответственность перед обществом.

- Лично Вы работаете с историческими картинами?

- Раньше только в роли исполнительно продюсера работала над экранизацией «Медной орды» Олжаса Сулейменова. Сейчас я работаю, как независимый продюсер, над первым историческим проектом с рабочим названием «Украинская Сибириада».

Действия происходят в Украине в конце 30-х – середине 40-х годов минувшего столетия. Сценарий пишется на основе реальных событий, воспоминаний и архивах НКВД-МГБ. В основе любовная история парня-татарина и девушки-украинки, о Второй мировой войне, депортации сначала крымских татар, а затем, в 1944 г. и о выселении в Сибирь украинцев. О поломанных судьбах из-за событий времени, в котором они оказались. О кричащей несправедливости, о бесчеловечности тоталитарной власти, об ужасах режима, о трагедиях двух соседних и, надеюсь, братских народов – украинцев и крымских татар.

Нужно ли это обществу? Я считаю, что просто необходимо! Большая часть украинцев в полной мере не знают собственной истории, они знакомы с лжеисторией советского формата и на почве этого наша страна, пренебрегая своей историей или вообще не зная ее, оказывается в ситуации, которую называют «денационализация». Такое впечатление, что основная масса людей не читает, не интересуется исторической судьбой своей нации.

Но если большинство не любит читать, то после просмотра фильма задумаются, а может даже поинтересуются, так ли это было. Поэтому наша команда, работая над сценарием, главным образом уделяет вопросу достоверности фактов. Потому, что фильм, касающийся спорных исторических вопросов должен основываться на реальных событиях. Чтобы потом никакие швондеры и шариковы не смогли обвинить меня, как создателя, в искажении истории. Для этого сценарий должен быть безупречным. Но я готова увеличивать объемы выпускаемой продукции в этом направлении, были бы деньги (смеется, - авт.).

- Наверное, на такие проекты сложно найти финансирование?

- Прежде всего, это затратные проекты, костюмы, декорации и т.д. и они в большей степени ориентированы на внутренний рынок. Возможны продажи на международном рынке, но думаю, что это будет небольшой доход. Такой фильм может не вернуть затраты, не говоря уже о доходах. А вот фестивальная судьба, выпуск на DVD, on-line просмотры такой картине обеспечены. Поэтому, найти финансирование сложно, но это не значит, что невозможно. Например, обращаться за бюджетными средствами в Министерство культуры я, скорее всего, не буду, т.к. проекты, ожидающие финансирование утверждены уже на 2 года вперед, плюс сегодняшнее правительство ориентировано в сторону России. Точнее в сторону кремлевской идеологии. Думаю, для них я буду «не в формате». Поэтому, вынуждена обращаться к частным инвесторам.

- Сегодня на экранах в основном боевики, детективы, главные герои которых бандиты, звезды шоу бизнеса, менты. Меняется ли идеология в этом направлении и кто сегодня «герой нашего времени»?

- Человеческие ценности никогда не менялись и не поменяются до тех пор, пока будет существовать сам человек. Кинематографу чуть больше 100 лет, и в истории кино доминирующее число картин было именно этого формата, о котором Вы говорите. Этот список еще нужно дополнить комедиями, мелодрамами, мюзиклами и т.д. До кинематографа эти жанры были прерогативой в основном театров, литературы. Кинематограф просто дополнил этот список.

Мир не меняется, меняются технологии. Историю о сильном человеке, с богатым внутреннем миром, интеллектом можно «вложить» в любой сценарий, если, конечно, поставить задачу. Но человек так устроен, что если он будет смотреть серьезные, глубокие фильмы каждый день, он просто может вообще перестать смотреть кино. Или будет интересоваться им только тогда, когда он будет нуждаться в интеллектуальной пище. Вкусы и настроения у людей всегда разные, поэтому производители аудиовизуального контента хотят удовлетворить предпочтения большинства. А большинство людей, как правило, хотят расслабиться, получить удовольствие и ни о чем не думать.

Экшены, комедии прекрасное лекарство для заряда энергии и поднятия настроения. Проблема не в том, что на экранах много пустых картин. С этим ничего не поделать, это было всегда и так будет. Проблема в том, что на экранах практически отсутствует «нужное» кино, а спрос на интеллектуальные картины есть, просто он в несколько раз меньше, чем на развлекательное кино. Например, аудитория «Радио Эхо» составляет примерно 10% от охвата. Это где то косвенный показатель того, в каком количестве будет пользоваться спросом «нужное» кино. Если его будет достаточно, т.е. 90% будет принадлежать развлекательным фильмам , 10% «нужным».

- Что значит «нужное» кино? Светлое и чистое?))

- Не только. Нужное - это фильм, после которого человек размышляет еще очень долго или фильм остается в памяти на всю жизнь. Например, «Нюрнбергский процесс», «Дом из песка и тумана», тот же фильм «12». Фильмы, в которых затрагиваются проблемы человечества. Кино оказывает очень сильное, как отрицательное, так и положительное воспитание на зрителя.

И если говорить о воспитательной составляющей, то не нужно забывать о том, что воспитание «прекрасного человека» должно проходить в нормальных условиях, т.е. с нормальным уровнем жизни. В Индии, например, доминирует «светлое и чистое» кино, но это не значит, что в Индии нет преступности. Преступность в Индостане процветает, и прежде всего потому, что основная масса населения живет в нищете и, как следствие, от этого все проблемы. Пока инстинкты человека неудовлетворенны, пока уровень жизни на грани бедности даже самые «светлые и чистые» фильмы будут скорее развлекать, нежели воспитывать.
 
- Какой смысл украинскому или зарубежному инвестору вкладывать средства в Ваши фильмы? Бизнесмены умеют считать деньги. Поэтому, мне интересно каков КПД от инвестиций в фильмы Светланы Гречухи?

- Во-первых, медиа рынок один из самых высокодоходных. Украинский бизнес еще до конца не разобрался в тонкостях индустрии, не прочувствовал, так сказать, все выгоды и дивиденды от инвестиций в кино. Все только начинается.

Во-вторых, отсутствие киноиндустрии в Украине и как следствие конкуренции, дают возможность инвесторам заполнить новую, интересную нишу. Тем более, сейчас создается благоприятная среда для развития отрасли, после принятия кардинальных и существенных поправок к Закону Украины «О кинематографии». В нем учтены и налоговые льготы, и освобождение от уплаты аренды, и снятие НДС и много других стимулирующих инвестиции моментов.

В-третьих, диверсификация инвестиционного портфеля и, как следствие, расширение сфер влияния инвестора. И главное, хочу подчеркнуть, любой бизнес, связанный с искусством считается элитным.

- По Вашим словам инвесторам киноиндустрии Украина приготовила налоговый рай! Осталось только донести хорошую новость до самих коммерсантов. Спасибо за интервью. Надеюсь, в следующий раз мы подробно поговорим о перспективах инвестирования в отечественное кино...

- Обязательно. Приятно было пообщаться и до новых встреч!
 
Фото: Продюсер С. Гречуха мечтает о светлом и чистом украинском кино
Tags: НДС, Тигипко, депортации, идеология, инвестиции, интервью, кинематограф, крымские татары, культура, льготы, мистецтво, нацизм, продюсеры, проституция, режиссеры, статьи О. Леусенко, толерантность, українці, феминизм, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments