Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Пришел, увидел и забыл: туристы покидают оккупированный Крымнаш

Похолодание в конце августа и начале сентября ускорило отток туристов из Севастополя и Крыма домой в российские регионы. Об этом скромно говорят сводки новостей с полуострова, с переправы и с аэропорта, пишет на Крым.Реалии блогер Андрей Павлюк.

Примечательно, что многие туристы, покидающие Крым, мыслят почти как Юлий Цезарь: «Пришел, увидел и забыл». Почему забыл? Потому что не нашел здесь для себя ничего привлекательного или посчитал здешний сервис слишком дорогим. О таких отказниках, не желающих больше приезжать на Крым, пишут даже издания, близкие к российской администрации полуострова.

Сочетание цены и качества – слабая сторона местного туризма. Что такое навязчивый севастопольский туристический сервис? Это минералка в жару по 40 рублей за полуторалитровую бутылку в магазине и по 60 рублей – за 0,5 литра на Приморском бульваре.

1

Это – мороженое по цене от 70 до 110 рублей в центре города. Это – неизменно дорогой бензин для владельцев автомобилей.

Это – мешки и баки с мусором на людных улицах в самых приглядных и неприглядных местах.

Это – ремонт набережной и свежепокрашенные скамейки в сквере в разгар курортного сезона.



Ведь можно же все это было сделать в апреле! Но тогда не было указаний от факиров. О ценах на авиабилеты и на местные гостиницы мы скромно умолчим. В общем, и т.д. и т.п.

В своем стремлении ограбить заезжего туриста через цены и тарифы севастопольцы и крымчане теряют чувство меры и приличия. Понятное дело, что такие цены портят настроение туристам – одних они разочаровывают, других – раздражают. И те и другие теряют желание приезжать на Крым еще раз. Ведь турист нынче грамотный пошел, он знает сервис и цены в Краснодарском крае, в Турции, в Египте, и других закутках, и может элементарно сравнить все это с Крымом, а потом пообщаться с друзьями. Вот и работает сарафанное радио не в пользу полуострова. А сарафанное радио имеет большую информационную силу, чем ОРТ и компания.

По поводу количества отдыхающих в Севастополе и на Крыме в этом году не затухают споры между специалистами, штатными обозревателями и рядовыми пользователями Интернета. Интересно, что официальная российская статистика и российские чиновники в своих комментариях по этому поводу толкуют одно и тоже: у нас все увеличивается, а туристические потоки на Крым неуклонно растут.

Но с этой точкой зрения почему-то не согласны обычные граждане, работающие в туристической инфраструктуре и окружающем туристов сервисе. В разгар сезона они обратили мое внимание на очень скромные, почти зимние очереди на пассажирские катера на севастопольских линиях «Графская – Северная» и «Артбухта – Радиогорка». Понаблюдав за ними, я сделал вывод, что этим летом на катер фактически не было очередей.

Также очень скромные очереди наблюдались и на улицах у бочек с квасом – своеобразных индикаторов наполнения Севастополя туристами и отдыхающими. Продавщицы кваса в разговоре со мной отметили, что «туристов в этом году мало, меньше чем в прошлом (2015)..., вот при Украине их было много».

Другие индикаторы – местные кафе и бары – тоже жаловались на нехватку посетителей и подтверждали информацию от продавцов кваса. В общем, число туристов в городе гораздо меньше, чем в украинские времена, что бы там не говорили нам бравые цифры о пассажиропотоках.

О санкциях и экономической блокаде как причинах упадка в крымском туризме уже написано немало. Но часто за кадром остается житейский социальный аспект. Лишь малый процент севастопольцев живет и работает в туризме, а подавляющее большинство местных жителей от приезжих только страдает: туристы повышают стоимость аренды жилья в городе и цены на рынках, бросают бумажки на улицах, на пляжах отправляют естественные надобности прямо в прибрежном море, а по вечерам шумят и мешают спать аборигенам.

Поэтому, по большому счету, в городе обычных залетных туристов мало кто любит и мало кто ждет.

Даже такой, казалось бы невинный туризм, как семейный (когда к тебе в приезжают родственники, чтобы покупаться в море и просто отдохнуть) тоже приносит хлопоты: отдыхающие родственники создают очереди в туалет и умывальник, заливают минеральную воду в кастрюлю для супа, из города домой приходят очень поздно и не закрывают выходную дверь на ночь на ключ, ночью не выключают электрические лампочки, а днем качают права на кухне. В общем, туристы приносят больше проблем, чем дивидендов.

Тут возникает логичный вопрос: а стоит ли вообще на Крыме делать ставку на туризм?

Стоит лишь появиться какому-нибудь терроризму или экстремизму, пугливые туристы исчезают вместе с доходами от этого туризма, а новые отдыхающие уже не спешат ехать в неблагополучный регион

Во всем мире капризная туристическая отрасль работает ни шатко ни валко, пока в регионе тишь да блажь. Однако стоит лишь появиться какому-нибудь терроризму или экстремизму, или если кто оружием погремит по команде сверху, пугливые туристы исчезают вместе с доходами от этого туризма, а новые отдыхающие уже не спешат ехать в неблагополучный регион. Примеры – везде.

А если не туризм, то что?

От мирного атома Крымский полуостров отказался еще в начале 1990-х, тогда победили экологи и здравый смысл. Промышленность на полуострове как-то не прижилась. Транспортная перевалка через крымские порты в последние годы почти замерла из-за санкций и экономической блокады.

Остается сельское хозяйство, которое дает стабильные доходы, так как люди кушать хотят всегда, даже когда молчат музы и говорят пушки. Но чтобы поднять на Крыме сельское хозяйство, нужна вода с материковой Украины, а Украина – это уже политика, а политика не изменится, пока в Москве не поменяется власть. А пока власть не поменялась, мы видим на Крыме мало туризма и много проблем.

Как говорят некоторые интеллектуалы, такова сэлява (C'est la vie! – для буквоедов).

Tags: Крым, аннексия, бумеранг, изоляция, крымнаш, курорты, оккупация, отдых, санкции, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments