Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

Американские истребители пятого поколения (фото)

Американские истребители пятого поколения F-35A: перспективы программы

F-35A
Фото: Lockheed Martin

До конца 2016 года ВВС США должны объявить о первичной оперативной готовности (initial operational capability (IOC) новейших малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A, сообщает Defense News, пишет Newsader. Это – одна из самых передовых, сверхсовременных разработок Пентагона. Вместе с тем, проект часто критикуют за высокую стоимость: общий бюджет F-35 оценивается в $1,3 трлн. Продолжаются успешные лётные испытания, однако разработчикам нужно решить ещё целый ряд технических проблем.

Специалисты из корпорации ВПК Lockheed Martin и представители JPO (Joint Program Office) – отделения Пентагона, отвечающего за F-35, – уверены, что справятся со своей задачей до дедлайна 30 декабря.

F-35 Lightning II имеет три разновидности. Наземный истребитель (CTOL) F-35A будет использоваться ВВС США. Его основная цель – замена F-16 Fighting Falcon. F-35B, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, примут на вооружение Корпус Морской пехоты Соединённых Штатов и ВМС Великобритании. Палубный истребитель (CATOBAR) F-35C предназначается для ВМС США. Наиболее быстро продвигается работа над F-35A: летом 2015 года было объявлено о его первичной оперативной готовности. Ожидается, что F-35C примут на вооружение в 2018 году.

Единственным истребителем пятого поколения до F-35 оставался американский F-22 Raptor (2001). Однако РФ и Китай проводят лётные испытания своих моделей: ПАК ФА «ОКБ Сухого» и J-20 и J-31. Истребители пятого поколения должны иметь гораздо более высокий боевой потенциал, чем предшествующие модели. Технические требования к ним крайне разнообразны. Одной из ключевых характеристик является повышенная скрытность – радикальное уменьшение заметности полёта в инфракрасном и радиолокационном диапазонах, с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации. Самолёт должен перемещаться на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, быть сверхманёвренным и многофункциональным, обладать высокой боевой эффективностью при поражении воздушных, наземных и подводных целей.

Первичная оперативная готовность F-35A будет официально достигнута после формирования первого эскадрона из 12 – 24 истребителей, при условии того, что отобранные пилоты будет обладать навыками и оборудованием, необходимыми для выполнения трёх базовых задач: непосредственная авиационная поддержка (CAS, Close Air Support), затруднение действий противника (interdiction) и подавление и уничтожение вражеских ПВО. Для этого у ВВС США будет пять месяцев после изначально заявленной даты – 1 августа.

Работа над F-35A продвигается уверенными темпами, однако предстоит сделать ещё многое. Lockheed Martin и JPO не укладываются в график, определённый для разработки систем логистики самолёта: нужно устранить существенные, критические трудности в программном обеспечении. Необходимо сделать ряд структурных модификаций и перепрограммировать отдельные системы. Лаборатории, создающие базы данных для F-35A, в буквальном смысле перегружены работой.

Однако генерал-майор Джеффри Хэрриджен, руководящий программой F-35, судя по его интервью 9 марта, оптимистичен и доволен результатами. Lockheed уже поставил ВВС США 87 самолётов, и пилоты с авиабаз Hill (Юта) и Luke (Аризона) уже отлетали на них почти 25 000 часов. Истребители F-35, расквартированные на этих базах, успешно испытали различные виды оружия. В феврале ВВС также отправили шесть самолётов на Mountain Home Air Force Base (Айдахо).

15 марта F-35A провели принципиально важные для объявления оперативной готовности испытания: два самолёта из 62-й истребительной эскадрильи сбросили на полигоне Barry M. Goldwater четыре бомбы с лазерным наведением.

По словам Хэрриджена, большое значение имеет и психологический аспект: лётчики начинают всё больше и больше осознавать возможности F-35. Они воодушевляются успехами программы, и это важно для объявления первичной оперативной готовности.

Норвежский пилот с Luke Air Force Base недавно подробно описал на сайте Министерства обороны своей страны впечатления от полёта на истребителе. Майор Мортен «Долби» Ханше отметил, что F-35 способен на перемещения при значительно большем угле атаки, чем F-16, и при этом самолёт имеет возможность дольше оставаться направленным на противника

Ханше раскритиковал отдельные особенности самолёта: при больших перегрузках и высоких углах атаки возникает тряска (бафтинг). Однако, в то же время, пилот допустил, что эта черта может оказаться достоинством, служа напоминанием пилоту о той фазе полёта, в которой он находится. Это подтвердил и один из руководителей программы, Том Лоухед: он подчеркнул, что отсутствие бафтинга во время первых испытаний F-16 рассматривалось как недостаток.

Стоит заметить, что российские военные специалисты и прокремлёвские пропагандистские издания уже давно «атакуют» F-35 и с удивительной настойчивостью распространяют информацию о любых спорных моментах, технических и организационных проблемах, связанных с данным проектом. Не исключением стали и некоторые «негативные» оценки, сделанные Ханше. Подхватывая любые критические суждения и преувеличивая недостатки F-35, российские военные пропагандисты даже начали утверждать, что он не является истребителем пятого поколения и что Пентагон «пилит» его бюджет.

Среди недостатков Ханше отметил следующее: обзору задней стороны самолёта, за которой он мог легко наблюдать на F-16, мешает подголовник.

Кроме того, генерал-майор Джеффри Хэрриджен признал проблемы с радарами F-35: из-за неисправностей «прошивки» самолёта они часто отказываются работать, и их приходится перезапускать. Его слова российские источники моментально раздули до утверждений о «слепых» самолётах.

Defense News подробно останавливается на тех проблемах, которые предстоит устранить разработчикам.

Руководитель программы, генерал-лейтенант ВВС Кристофер Богдан отметил, что одной из главных причин задержки в объявлении предварительной оперативной готовности могут стать трудности в работе над системой логистики ALIS (Autonomic Logistics Information System), версия 2.0.2: на их устранение может уйти 45-60 дней. Руководитель авиационного подразделения Lockheed Martin Орландо Карвальо также подтвердил данную информацию в интервью 15 марта. Основная причина задержки – сложности с интеграцией ALIS и двигателей Pratt & Whitney. Эта компания, по словам Джеффа Бабионе, менеджера Lockheed, руководящего проектом F-35, по-прежнему использует для своих двигателей программное обеспечение, отдельное от ALIS.

Для ускорения процесса были организованы мобильные группы для обучения пилотов работе с системой логистики. ALIS будет дополнительно испытана в Калифорнии, на базе ВВС «Эдвардс».

Другой фактор риска – та ошибка, о которой говорил Хэрриджен: версия Block 3i бортового программного обеспечения фактически отключила радар F-35A. Пентагон объявит о предварительной оперативной готовности новых истребителей только при условии правильного функционирования Block 3i. Но на данный момент «рассинхрон» программного обеспечения сенсоров самолёта и его основных компонентов вызывает автоматическое отключение систем. Об этой проблеме не раз говорил и Кристофер Богдан.

Специалисты уже выявили основную причину этих неполадок и, согласно ряду сообщений, испытают обновлённый Block 3i на базе Эдвардс уже в течение нескольких недель. По словам Богдана, проблемы в этой области должны быть устранены к 1 мая. Бабионе отмечает, что президент Lockheed Martin Мэриллин Хьюсон готова привлечь дополнительные ресурсы из других отделений компании для того, чтобы неполадки устранили к 1 мая.

Другая зона риска – специальные лаборатории, занимающиеся сбором информации для баз данных самолёта (mission data files, MDF). На данный момент они попросту не справляются с нагрузками и «завалены» многочисленными заказами как из США, так и от международных партнёров. Без этих сведений эксплуатация истребителя будет невозможна: загружаются обширные базы данных о военных объектах союзников и потенциальных противников.

По словам Хэрриджена, количество лабораторий будет увеличено. Базы данных MDF 1 и MDF 4, на использовании которых настаивает Боевое командование ВВС, уже «на подходе» и должны быть готовы к 1 августа. Различные MDF «покрывают» разные регионы мира. Но информация о том, каким территориям соответствуют те или иные «номера», – засекречена.

Промежуточная версия баз данных испытывается на базе Хилл.

Как отметил Бабионе, для объявления оперативной готовности необходим целый ряд технических доработок. Среди них – критически важные модификации в системе подачи топлива. В том числе – в клапанных устройствах, которые позволят самолёту справляться с перегрузками во время агрессивного маневрирования. Но Бабионе уверен: серьёзных проблем на этом направлении не будет. На двух самолётах модификацию двигателей специалисты завершили несколько недель назад – на девять дней раньше срока. 12 самолётов с улучшенными системами подачи топлива, по словам Хэрриджена, должны быть готовы к 1 августа.

Пентагон, несмотря на задержки в разработках F-35A, параллельно думает о дальнейшем развитии программы на многие годы вперёд. После 3i, JPO продолжит работу над 3f – бортовым программным обеспечением, необходимым для объявления полной боевой готовности. Кроме того, 3f будет установлен на F-35C в 2018 году. Но и после этого работа продолжится: уже обсуждается блок 4f.
Tags: ВВС, Пентагон, США, авіація, военная техника, разработки, самолеты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments