Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Какие убытки несет российский ВПК из-за Украины

Какие убытки несет российский ВПК из-за разрыва с Украиной

После того как Киев расторг военно-техническое сотрудничество с Москвой, Россия вынуждена обходиться без украинских деталей и двигателей. DW выяснила, насколько ей это удается.

В конце июля гендиректор самарского завода "Авиакор" Анатолий Гусев заявил о приостановке выпуска самолета Ан-140 из-за "отказа Украины поставлять детали" и "невозможности провести быстрое импортозамещение". Прекращение выпуска Ан-140 лишь частично демонстрирует масштаб проблем российского ВПК, которые возникли из-за украинского эмбарго на военные поставки, объявленного в связи с оккупацией Россией Крымского полуострова и продолжающейся российской агрессией на Донбассе.

"Осколки" прошлого

Серьезные потери есть сразу в нескольких сферах - создания новых самолетов, вертолетов, кораблей и ракет, поддержания годности старой техники. Оборонные системы РФ и Украины по сути являются "осколками" единого советского военно-промышленного комплекса. После развала СССР они продолжали активно взаимодействовать и даже наращивать сотрудничество.

Самолет Ан-140

Новых Ан-140 под российским флагом не будет

По данным ежегодного доклада российско-французского аналитического центра "Обсерво", еще летом 2014 года из Украины на Россию было поставлено более 3 тысяч комплектующих для 200 образцов вооружения российской военной техники.

Однако в мае 2015-го Киев расторг соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Москвой, поскольку "Россия представляет угрозу для безопасности Украины". Процесс ликвидации всех совместных проектов вступил в окончательную фазу.

Авиация: отказ от новых самолетов

Самарский "Авиакор" успел выпустить не более десятка самолетов Ан-140. 4 купила авиакомпания "Якутия", которая позднее отказалась от эксплуатации лайнера. Контракт еще на 15 машин удалось заключить с министерством обороны РФ. Этот проект постепенно закрывался. "Минобороны просило создать транспортную версию самолета. Разработчик, КБ "Антонова" в Киеве, постоянно требовал деньги, но отказывался отдавать права, в это все и уперлось", - пояснил DW эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.

Военно-транспортный самолет Ан-70

В свое время страны НАТО рассматривали возможность покупки Ан-70

Ранее закрылось совместное производство военно-транспортного Ан-70. А теперь проблемы и с пассажирским Ан-148, производящимся в Воронеже. "Несмотря на все трудности, по несколько штук в год выпускаем таких самолетов, заказы есть. Жаль его потерять", - добавляет Гусаров. Ан-148 есть в авиапарке Минобороны РФ, ФСБ, МЧС, авиакомпаний "Россия" и "Ангара" и даже северокорейской AirKoryo. Произведено почти 40 самолетов.

"В течение нескольких лет все недостающие самолеты будут заменены новыми машинами семейства "Ильюшин". Они, правда, дороже самолетов "Антонова", - отметил в интервью DW глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Вертолеты: срыв поставок для армии и зарубежных партнеров

Гораздо хуже ситуация обстоит с вертолетостроением. Еще до недавнего времени практически все двигатели для российских вертолетов, а также для новых учебно-боевых самолетов ЯК-130 производились в Запорожье, в компании "Мотор Сич". Хотя для наиболее популярных машин Ми-8 и Ми-17 уже есть российский аналог, объема его производства пока недостаточно (потребность России - около 500-550 таких двигателей в год).

Недостроенный российский фрегат (фото из архива)

Строительство российских фрегатов приостановлено (фото из архива)

"Для некоторых вертолетов двигатели в России до сих пор не созданы", - добавляет эксперт Роман Гусаров. По его словам, отдельная серьезная проблема - срыв поставок вертолетов зарубежным партнерам: "Их наши отношения с Украиной не интересуют, мы обязаны уложиться в срок. Получается, мы несем репутационные риски".

Примечательно, что, по данным центра "Обсерво", частичные поставки продолжались весь 2014 год в обход украинского эмбарго. "Мотор Сич" "прикрывался" тем, что поставлял двигатели невоенной структуре - "Вертолетам России", отмечают авторы доклада.

Корабли и ракеты

Выпуск газовых турбин для боевых кораблей на России не налажен до сих пор - со времен СССР они производились только в Украине. На верфях в Калининграде и Санкт-Петербурге начато строительство 10 боевых фрегатов для обновления флота. До эмбарго Россия успела получить только пять установок и теперь пытается освоить выпуск турбин в Рыбинске. Строительство кораблей без турбин приостановлено. "Еще есть нетривиальная задача - научиться без украинской помощи монтировать и обслуживать эти установки", - говорит в интервью DW директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

В феврале Украина также отказалась поставлять системы управления для ракет-носителей "Рокот". Они использовались для запусков спутников.

"В министерстве промышленности и торговли обещают заменить к 2017 году, но уже ясно - не успеют", - продолжает Руслан Пухов. По разным оценкам, процесс импортозамещения в сфере ВПК на России может занять до 10 лет. Все эксперты сходятся на том, что о восстановлении военно-технического сотрудничества между РФ и Украиной в ближайшее время не может быть и речи.

Tags: ОПК, вертолеты, военная техника, корабли, производство, ракеты, самолеты, спутники, убытки, украинско-российские отношения, эмбарго
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments