Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

Как Ленд Лиз выиграл Вторую Мировую войну (фото, документы, цифры) Окончание

Как Ленд Лиз выиграл Вторую Мировую войну (фото, документы, цифры) Начало

Как Ленд Лиз выиграл Вторую Мировую войну (фото, документы, цифры) II Часть

Окончание:

Первые 50 грузовиков этого предприятия пошли на фронт уже в ноябре 1944 года.

Сборкой «ленд-лиза» занимались также московские ЗИС и КИМ - там же и ремонтировали вернувшиеся с фронта машины.

Кроме этого, ленд-лизовской автотехникой занималось множество мелких предприятий.

Интересно, были ли посчитаны эти автомобили среди тех 205 000 штук, что согласно советской статистике выпустили наши заводы за военные годы?

Словом, так недалеко и до полной переоценки роли наших союзников в победе над Германией!

Но вот настала пора возвращать одолженный у соседа «шланг»

В 1946-47 годах часть автомобилей после капитального ремонта мы сдали союзникам.

По свидетельству очевидцев, происходило это так: союзники пригоняли в порт корабль с прессом и ножницами.

Специальная комиссия придирчиво принимала технику, проверяла соответствие заводской комплектации, после чего ее тут же отправляли... под пресс и в виде «кубиков» грузили на баржи.

Кому, спрашивается, на Западе были нужны автомобили сомнительной сборки, да еще побывавшие в руках красноармейцев?

Под этими прессами бесследно сгинули редкие модели, в том числе разведывательные автомобили RC (reconnaissance car) американской фирмы Bantam.

Из 2675 выпущенных «Бантиков», как прозвали их наши водители, почти все в первый год войны попали именно в СССР.

Теперь уместно задать вопрос о нашем долге США за поставки по ленд-лизу, а был ли он?

Долг был, и солидный. Его остаток в количестве 674 миллионов долларов СССР прекратил выплачивать в 1973 году, мотивировав это продолжавшейся с американской стороны дискриминацией Советского Союза в торговле.

А много «Виллисов», «Доджей», «Студеров» и прочих автомобилей долго служило во всех отраслях советского народного хозяйства и в армии.

Bell P-39 Airacobra перед отправкой из Эдмонтона в СССР

Bell P-39 Airacobra перед отправкой из Эдмонтона в СССР

P-63 к отправке в СССР

P-63 к отправке в СССР

Spitfire Mk.IXЕ на вооружении ВВС СССР

Spitfire Mk.IXЕ на вооружении ВВС СССР

Douglas A-20G-20-DO No. 57 (S/N 42-86657) in flight. (U.S. Air Force photo)

Douglas A-20G-20-DO No. 57 (S/N 42-86657) in flight. (U.S. Air Force photo)

А-20G «Бостон»2

А-20G «Бостон»2

DAYTON, Ohio -- Douglas A-20G Havoc at the National Museum of the United States Air Force. (U.S. Air Force photo)

DAYTON, Ohio -- Douglas A-20G Havoc at the National Museum of the United States Air Force. (U.S. Air Force photo)

Американский и советские пилоты рядом с истребителем P-39 «Аэрокобра», поставлявшимся в СССР по ленд-лизу.

Американский и советские пилоты рядом с истребителем P-39 «Аэрокобра», поставлявшимся в СССР по ленд-лизу.

Идет сборка самолетов P-39 «Аэрокобра»

Идет сборка самолетов P-39 «Аэрокобра»

Летный состав 51-го минно-торпедного авиаполка ВВС БФ, на фоне самолета «Бостон» A-20G.

Летный состав 51-го минно-торпедного авиаполка ВВС БФ, на фоне самолета «Бостон» A-20G.

Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя P-39 «Аэрокобра»

Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя P-39 «Аэрокобра»

Пилот у самолета-бомбардировщика А-20G «Бостон» 13-го гвардейского ДБАП (топмачтовики). ВВС Черноморского флота

Пилот у самолета-бомбардировщика А-20G «Бостон» 13-го гвардейского ДБАП (топмачтовики). ВВС Черноморского флота

Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне.

Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне.

Цех по сборке самолетов Bell P-39 «Аэрокобра» в США для СССР

Цех по сборке самолетов Bell P-39 «Аэрокобра» в США для СССР

памятник в Якутске лётчикам-перегонщикам

памятник в Якутске лётчикам-перегонщикам

27 августа 2006 г. в Фербенксе, штат Аляска, состоялось торжественное открытие памятника авиаторам Ленд-Лиза.

27 августа 2006 г. в Фербенксе, штат Аляска, состоялось торжественное открытие памятника авиаторам Ленд-Лиза.

С 1942 по 1945 годы Фербенкс являлся местом передачи 7926 самолетов, изготовленных на заводах США, Советскому Союзу.

Американские летчики перегоняли самолеты с заводов на базу в Грейт Фолс, штат Монтана, и далее до Фернбенкса, штат Аляска.

В Фербенксе советские представители принимали доставленные самолеты и перегоняли их по советской части маршрута до Красноярска.

Intantry Tank Mk.III Valentine II, Кубинка, май 2005

Intantry Tank Mk.III Valentine II, Кубинка, май 2005

Dodge WC-51, 1943 года выпуска.

Dodge WC-51, 1943 года выпуска.

Победа без союзников?

Могли бы мы победить без западных союзников?

То есть предположим, что Англия и США вообще не участвовали бы во Второй мировой войне.

Чего бы тогда лишился Советский Союз?

Начнем с ленд-лиза.

У нас любят цитировать председателя Госплана Николая Вознесенского, заявившего, что помощь по ленд-лизу составила не более 4% от общего объема советского производства военных лет.

Пусть так, хотя как корректно определять тогдашнее соотношение между долларом и рублем, никто еще не придумал.

Но если мы возьмем несколько натуральных показателей, то станет понятно, что без помощи западных союзников советская военная экономика не могла бы удовлетворять запросы фронта.

По ленд-лизу поступила примерно половина всего алюминия, потребленного советской промышленностью в военные годы, основная часть легирующих добавок, без которых невозможно было производство качественной брони, более трети потребленного в СССР авиабензина и использованных во время войны взрывчатых веществ.

Поставленные по ленд-лизу автомашины составили треть фронтового автопарка.

Не говоря уже о том, что по ленд-лизу доставили основную часть вагонов, паровозов и рельс, благодаря которым бесперебойно функционировал советский железнодорожный транспорт.

По ленд-лизу также поступила основная часть радиостанций и радаров, а также множество разнообразного промышленного оборудования, танков, самолетов, зенитных орудий и т.д.

Да и американскую тушенку и меланж не следует забывать.

Вот и подумайте: победили ли бы мы, если бы произвели вдвое меньше самолетов, на четверть меньше танков, на треть меньше боеприпасов, если бы у нас не хватало машин для перевозки войск, если бы у нас было в несколько раз меньше радиостанций, не было радаров и много еще какой импортной техники.

Не надо забывать и о том, что наиболее тяжелые поражения на Восточном фронте, вроде разгрома в Белоруссии и Румынии, вермахт стал нести после высадки в Нормандии, куда были переброшены лучшие германские танковые дивизии и основные силы авиации.

Да и вообще две трети своих потерь люфтваффе понесли в борьбе против западных союзников.

Также против Англии и Америки действовал почти весь германский военно-морской флот.

А в последний год войны англо-американские войска отвлекали на себя более трети германских сухопутных сил.

Только представьте на минуту, что СССР сражался бы с Германией один на один.

Тогда на Красную Армию обрушилась бы вся мощь люфтваффе и германского флота, равно как и вся германская сухопутная армия.

А советские войска, имея вдвое меньше самолетов, никогда бы не завоевали господства в воздухе, не смогли бы в условиях подавляющего превосходства германского флота долго оборонять Севастополь и Ленинград, вряд ли одержали бы победы под Сталинградом и Курском.

Боюсь, что в поединке один на один между Красной Армией и вермахтом советское поражение было бы весьма вероятным.

А теперь попробуем представить себе прямо противоположную ситуацию: Советский Союз в войне не участвует, сохраняет нейтралитет и снабжает Германию сырьем и продовольствием (вариант - в 1942 году СССР терпит поражение и выходит из войны, как это описано в фантастическом романе Роберта Харриса «Фатерланд» и поставленном по его мотивам голливудском фильме).

Как бы тогда закончилась борьба Англии и США против Германии?

Экономический потенциал западных союзников все равно превосходил бы германский, что обеспечило бы в долгосрочной перспективе господство англо-американской авиации и флота и исключило бы германскую высадку на Британские острова.

Война свелась бы главным образом к стратегическим бомбардировкам территории Германии.

Однако по части сухопутных войск армиям Англии и США еще долго пришлось бы догонять вермахт.

Исходя из того, что нам известно о развитии американского и германского ядерных проектов, можно утверждать, что неучастие СССР в войне не оказало бы существенного влияния на скорость их реализации.

Разрыв между немцами и американцами на пути к атомной бомбе в 1945 году составлял не менее трех лет, поскольку американцы еще в конце 1942 года осуществили цепную реакцию в реакторе, а у немцев такой эксперимент в марте 1945 года закончился неудачей.

Так что не приходится сомневаться, что США получили бы атомную бомбу в тот момент, когда Германии до нее было бы еще далеко.

Американцы, конечно же, не стали бы тратить это дефицитное оружие на уже поверженную Японию, а, поднакопив ядерных боезарядов, обрушили бы в конце 1945 или в начале 1946 года десятки ядерных бомб на Берлин и Гамбург, Нюрнберг и Мюнхен, Кельн и Франкфурт-на-Майне.

Вероятно, война закончилась бы капитуляцией Германии после уничтожения ее крупнейших городов и промышленных зон.

Так что можно с уверенностью сказать, что Красная Армия своим героическим сопротивлением избавила немцев от ужасов атомных бомбардировок.

Оплата ленд-лиза

Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза.

Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы.

Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью).

Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента.

Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны.

Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи.

Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было.

Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину).

Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза.

Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги.

К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза.

Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов.

Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных.

Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела.

Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов.

Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%.

Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.

Итак, никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило.

Счет американцы предоставили странам-получательницам помощи лишь после войны.

Объем долгов Великобритании перед США составил $4.33 млрд., перед Канадой - $1.19 млрд.

Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу США) и $22.7 млн. (Канада) был проведен 29 декабря 2006.

Объем долгов Китая был определен в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не погашен.

Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций.

Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд.

Тем не менее, СССР платить отказался.

Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн.

Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка.

В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года.

В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов.

В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.

Список литературы для сомневающихся:

* Лебедев И.П. Еще раз о ленд-лизе. – США: Экономика. Политика. Идеология. 1990, № 1
* Лебедев И.П. Авиационный ленд-лиз. – Военно-исторический журнал, 1991, № 2
* Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. – Вопросы истории. 1991, № 10
* Бережной С.С. Корабли и суда ленд-лиза. Справочник. СПб., 1994
* Ильин А. Самолеты союзников по ленд-лизу. – Международная жизнь. 1995, № 7
* Союзники в войне 1941–1945 гг. М., 1995
* Кащеев Л.Б., Реминский В.А. Автомобили ленд-лиза. Харьков, 1998
* Соколов Б.В. Правда о Великой Отечественной войне (Сборник статей)

Читайте также:

* Ленд-лиз: Дальний Восток
* Ленд-лиз: северные конвои
* RAAF - Британские королевские ВВС в России
* «Нормандия-Неман»

Использованная литература: источник, источник, источник, FAKEOFF
Tags: Вторая мировая война, СССР, антифашизм, неизвестная история, правда, развенчание мифов, секретные документы, факты, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments