Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Старый Новый год: украинские традиции

14 января - первый день Нового года по старому стилю

Первоначальный дохристианский характер новогоднего праздника хорошо сохранился в традиционных обычаях и обрядах украинцев 13-14 января.
 

В отличие от Рождества и Крещения эти дни не играли важное значение в религиозном календаре, поэтому в обрядности их почти не заметно церковных мотивов, хотя в православном месяцеслове значатся три праздника, пишет
UA- Reporter.com .

13 января установлен праздник в честь знатной римлянки Мелании (Маланки), которая с юных лет и до конца дней своих (умерла в 439 г.) направлялась к Христу.

14 января - праздник в честь Василя (Василия) Великого (329-379 гг.) архиепископа Кесарии Кападокийской, что в Малой Азии.
Церковные источники характеризуют его как аскета, богослова и ученого, автора кодекса монашеской жизни. 14 января - по церковным святцам - праздник Обрезание Господне (именно тогда, согласно церковным источникам, состоялось обрезание Иисуса Христа по еврейскому обычаю).

14 января - первый день Нового года по старому стилю.
Наиболее важными моментами традиционного новогоднего праздника в Украине середины XIX - начала XX в. выступают: ритуальный стол, щедрование и засевание (обходы домов с поздравлениями, пожеланиями), гадания, командировки, веселье и забавы.

Канун Нового года своим обрядностью напоминает преддверие Рождества . Вечер в народе назывался щедрым, или богатым, что связано с обычаем готовить богатый праздничный стол, где в отличие от Свят-вечер обязательно были и скоромные блюда.

На Новый год, как и на Рождество, носили «ужин», но на этот раз не родственникам и знакомым, а лишь сельской бабе-повитухе.

Накануне Нового года в крестьянском хозяйстве выполнялся целый ряд ритуальных действий производственного характера (хозяйственная магия). Так, было принято в этот день приучать к работе молодых лошадей и волов, их впервые запрягали. В некоторых местностях на Меланки ловили воробьев и жгли их в огне. Пепел, который оставался вместе с семенами засевали в землю весной, надеясь таким образом защитить поля от птиц.

Характерной приметой новогоднего праздника в Украине было щедрование - давний народный обычай церемониальных обходов домов с пожеланием счастья членам семьи и расцвета хозяйства.
В отличие от колядования, обряд щедрование был всегда в Украине действительно народным, внецерковным - отсюда его радостное, оптимистическое звучание.

На Харьковщине (Слобожанщине) утром 13 января с поздравлениями обходили отдельно мальчики и девочки, что называлось «меланкуваты», а вечером с щедривками шли по деревне взрослые девушки и пели:

Ой, господар, господарочку,
Пусти в хату Меланочку,
Меланочка чисто ходить,
Нічого в хаті не пошкодить.
Як пошкодить, то помиє,
Їсти зварить та й накриє.
Добрий вечір!
*****
Наша козиця
Вже стара птиця,
Недавно з Києва,
З довгими кісами:
- Ногами стопчу,
Рогами сколю,
Хвостом змету!
Треба козиці три куски сала,
Мяу, мяу ... сала!
Щоб коза встала.
Ой устань, козо,
Та й струсися.
По цьому дому,
По господарю
Ізвеселися!
*****
Щедрик добрий,
Я не згірший,
Дайте млинця,
Котрий більший!
Що щедрушка,
То пампушка,
Що й щедреник,
То й вареник.



Освещая вопрос символики и атрибутики аграрно-календарных праздников, надо заметить, что украинское село и рабочий город в добольшевистский период не знали обычая новогодней елки. Как элемент традиционной новогодней обрядности она вообще не характерна для восточных славян в прошлом и была заимствована ими, очевидно, из Германии, где упоминается уже в XVI в.

Именно елка или точнее - различные виды хвойных издавна использовались в обрядовой практике восточнославянских народов. С вечнозелеными ветками были связаны анимистические верования в существование растительных духов. Так, украинцы и русские в XIX в. подвешивали во дворе «ведьмы помело», то есть ветку сосны или ели, что в одном случае рассматривался как оберег от домового, а в другом - как место его проживания.

По древним народным представлениям елка воплощала в себе идею растительной или жизненной силы. Именно в таком символическом значении вечнозеленая хвоя как специфический атрибут широко использовалась (а нередко и теперь используется) в украинской традиционно-бытовой обрядности: свадебной, погребальной, производственной (при строительстве жилья. Достаточно напомнить здесь хотя бы свадебный венок, который очень часто изготавливается (особенно на западе Украины) с широкополых веток сосны или пихты.

Украшенное свадебное деревце, высота которого в некоторых районах Украины превышает метр, очень напоминает новогоднюю елку. Логично предположить, что обычай вой гильця и украшение елки на Новый год стадиально родственные и берут свое начало с тех времен, когда календарная и свадебная обрядность составляли еще нераздельное целое.

В ряде районов перспективы урожая овощей определяли с помощью тлеющих углей, извлеченных из печи. Угольки раскладывали на валек, давая каждому название растения, которое предполагалось выращивать в следующем году. Уголек, что сгорал полностью, предвещал урожай соответствующих овощей и наоборот. Иногда подобный магический прием использовался и в гаданиях о здоровье членов семьи.

Чтобы узнать, который месяц года будет дождливым, разрезали пополам 6 луковиц и в каждую половинку сыпали соли. Луковые «блюдца» оставляли на ночь на столе, обозначив предварительно, какой месяц года каждое символизировало.

Но наиболее Новый год связан с девичьими гаданиями о браке, что характерно и для других европейских народов. Магические приемы этой ночью во многом схожи с теми, которые имели место на Катерины и Андрея. Приступая к гаданиям, девушки обычно пытались получить ответ на четыре вопроса: ждать в Новом году брак или смерть; если брак, то когда и кто будет мужем; будет ли брак счастливым.

Ответ на первый вопрос во многих местностях давала вишневая ветка, поставленная в день Катерины в воду в углу. Если она расцветала к Новому году, это считалось хорошим признаком. Распространенным приемом гаданий были слушания различных звуков: лая собак, эха, человеческих голосов и т.д., которые трактовались в негативном или позитивном плане.



Новогодняя ночь, как и рождественская, считалась в народе очаровательной, с ней было связано множество поверий. Очевидно, под влиянием христианства возникло представление о том, что в ночь с 13 на 14 января «открывается небо» и в Бога каждая попросит что угодно, или что «вода в колодцах, превращается в вино». К Новому году, как и к празднику Купалы, приурочены украинские предания и легенды о «горящих деньгах» и сокровищах. Были и определенные запреты. Так, у гуцулов в новогоднюю ночь не спали на печи, считая, что в эту ночь на ней танцуют Василь и Меланка. Возможно, здесь сказались какие-то давние пережитки культа предков, тесно связанного с культом очага.

Немало разнообразных народных обычаев и обрядов связано с праздником Василя - Нового года. Выразительный аграрно-магический смысл носил обряд «засевания», «посыпки», распространен не только в Украине, но и у восточных славян в целом. На рассвете по селу ходили посыпальники - мальчики 7-14 лет. В руках они носили мешочки или перчатки, наполненные зерном. Заходя в дом, посыпальники осуществляли символическое сеяние, говоря при этом (Левобережье):

Ходить Ілля на Василя

Носить Пугу Житяную

Де замахне Жито росте

Роди Боже Жито-Пшеницю

Всяку Пашницю

У Полі Ядро а в Домі Добро

Дай Боже!

Первых посивальников хозяйка сажала на пороге и разувала, чтобы “дома лучше куры неслись”, а хозяин тем временем шел с кочергой и сгонял кур, чтобы “начинали скорее нестись”.

Кроме индивидуальных, были и оптовые посивальники - так называемые “общества”. Они выбирали из своей среды старшего. На Черниговщине главного посивальника сажали на скамью, приговаривая:
- Сядь же у нас и посиди, чтобы все хорошо садилося: куры, гуси, качки, рои и старосты!

Поэтому нередко юные посивальники водили с собой еще и переодетого в козу “парня” с большими ушами, сделанными из колосков.

Новогоднее приветствие такое: «Сею, сею, посеваю, з Новим роком поздоровляю! К щастю, на здоровье, на Новий рик! Чтоб краще родило, як уторик. Рожь, пшениця, горох, чечевица! Конопля до стэли, а льон по колино! Чтоб крестная головка не болела

Отмечен обычай, согласно которому первый засевальник должен был обмолотить макогоном сноп ржи, стоявший в углу от Рождества. Это зерно давали курам - чтобы лучше неслись, или подмешивали к посевному зерну. Эта процедура носила явный аграрно-производственный характер. По окончании всех обрядовых действий хозяева угощали посыпальников, давали им яблоки, баранки, пироги и другие лакомства, а часто и мелкие деньги. Зерно, что мальчики разбросали по комнате, хозяйка собирала и давала курам, чтобы они лучше неслись.

Как и на Рождество, на Новый год во многих районах Украины повторялось магическое «устрашение» деревьев топором: деревья подвязывали соломенными перевеслами или изредка шерстью (в Карпатах). В некоторых обрядовых действиях видим элемент целесообразного, ведь утепление стволов соломой и костры в саду помогали фруктовым деревьям перенести зимние морозы.

Можно назвать еще немало разнообразных обычаев и поверий, связанных с днем Василя в народном бытовом календаре. В этот день было принято поздравлять мужчин, которых звали Василием. На Закарпатье их трижды поднимали вверх.

В некоторых регионах Украины в день Василя парни засылали сватов, надеясь на хорошие результаты в Новом году (магия первого дня). Свадьбу же можно было производить только после святок, когда начинался новый брачный период, продолжавшийся до масляной.



На Херсонщине есть обычай, кроме вождения козы в ночь с 13 на 14 января снимать незамечено форточки или калитки. Если хозяин не заметил «воровства», то значит для него будет целый год щедрым.

В дополнение к сказанному о традициях новогодних обрядов следует добавить, что украинцы не знали мифологического персонажа, который бы символизировал Новый год, подобно французскому «Пьер Ноэлю» или немецкому «Санта Клаусу». В украинских сказках и демонологии встречается такой фольклорный персонаж как «Морозко», «Морозенко», - старый лысый дед с большими красными губами, ледяными сосульками под носом - однако он не связывался с Новым годом. Образ «Деда Мороза» навязан Московией, сравнительно новый, да и появился в русской литературе XIX в.

Посівання на Старий Новий рік

Старий Новий рік. Ранком – 14 січня у нашого народу є традиція іти посівати.
Як правильно це робити?



Найважливішою традицією Старого Нового року є посівання. Багато дітей і не тільки сіють і 1 січня, але то якось не те. Традиція є традицією. Сіяти прийнято 14 січня із самого ранку, поки ще всі господарі вдома. А то всі порозходяться на роботу і кому будете сіяти? , пише http://vorobus.com/ .

Звичай посівати був вже давно. Ще за тих старих часів. Люди казали: чим більше прийде сівачів, тим щедрішим буде урожай. Найважливішою рисою посівальника є те, що це має бути хлопець. Дівчата не сіють. Зараз і вони ходять, але так не правильно. За народним віруванням, дівчата щастя не приносять – тільки хлопці, а тому посівати дівчатам не годиться. Треба дотримуватися традицій.

Посівальник – це втілення кращих людських рис: чистоти, надії, краси. Не впустити сівача у дім, то якось не правильно. Тому що вони бажають господарю всього найкращого у Новому році.

Посівання у місті і селі трошки відрізняється. Ну, що не кажи. Місто є місто, а село воно і в Африці село.

Посівальники завжди бажані гості, їх запрошували до столу, обдаровували пиріжками, яблуками, бубликами та іншими ласощами. Щедріше обдаровували тих, хто прийшов до оселі першим. У місті багато людей не впускають сівачів або кажуть сіяти на порозі. Ну що ж це таке?

Люди думають, що це можуть бути злодюжки. У чомусь вони може і праві.

У селі навпаки. Там кожен кожного знає. І там тих посівальників ого-го. Як я вже сказав, колись більше частували пампухами, яблуками. Зараз часи змінилися. Треба давати гроші. Багато посівальників, а це переважно діти, чекають цього дня, щоб заробити пару рублів, як вони кажуть.

Дам пораду. Краще йти до родичів. Вони дають багато грошей. А ще як побажаєш всього найкращого, то ціни не буде Вам.

Пам’ятаю один дід розказував, що вони як були малими, то все чекали посівання і колядок. От назбирали грошей і у школі вже їли не булки з чаєм, а макарони з котлетою. Гроші ж вже були.

Накраще і найбажаніше – це посівати пшеницею. Пшениця – символ добра, достатку, багатства.

Для тих, хто піде посівати перший раз скажу, що треба брати рукавичку або мішечок і насипати туди пшениці. Зручніше буде.
Найкраще вивчити якийсь текст поздоровлення. Бажано класний, щоб придобрити господаря.

Ось деякі із них:

Сію сію посіваю. З Новим роком Вас вітаю.
Хай завжди Вам щастя л’ється
Хай добро в сім’ї ведеться
Хай здоров’я з Вами буде
Хай Вас друзі не забудуть
Хай смачна кутя удасться
Щоб весело і щасливо провели Йорданські Свята

А в кінці можна сказати:

Маленький Ісусик не спить не дрімає
Своїми оченятами весь світ обнімає
І Вашу родину і Вашу хатину
І всю Україну Христос ся Раждає

Ще можна посівати і промовляти:

Сієм, вієм, посіваєм,
З Новим роком вас вітаєм
На щастя, на здоров’я
На Новий рік!
Щоб вам вродило краще, ніж торік.
Коноплі під стелю,
А льон до коліна,
Щоб вам, господарі,
Голова не боліла!

Веселих свят!!!


 


Із Старим Новим роком, друзі!
Tags: Карпати, Новий рік, Слобожанщина, Україна, Херсонщина, для репоста, история, культура, народні гуляння, обычаи народов, оккультизм, православие, праздники, село, символика, українство, українські пісні, українці, христианство, язычники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment