Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Секрети Різдва, рецепти та звичаї предків

Поздравляю френдов и гостей ЖЖ (независимо от их вероисповедания) с наступающим Рождеством Христовым! 

Предлагаю секреты обычаев украинцев, связанные с одним из главных праздников христиан Украины. В этом посте собранно  максимум информации о Рождестве. Надеюсь, что «лишние» секреты вам не помешают) Ну, и как же без традиционных Рождественских кутьи и 12 блюд? Рецепты и советы найдете под катом)

 
Рождественские традиции в Украине

Відчиняйте двері ясенові,
Бо Різдво ступає на поріг -
Знак добра, Господньої любові
В світлі Вифлиємської зорі!
Хай це свято лине в кожну хату,
В кожнім серці свій залише слід
Будьте дужі, щирі і багаті
Щастя вам і довгих многих літ!
Христос ся Раждає!

В Украине Рождество начинают праздновать в Свят вечер – 6 января, тогда же и заканчивается рождественский пост. После Рождества наступают коляда или святки – 12 дней, в течение которых отмечается праздник.



Подготовка к Рождеству начиналась с осени

В давней украинской традиции для надлежащего празднования рождественско-новогодних обрядов важной была заблаговременная и серьезная подготовка, пишет GalaNet .

Обязательно еще с поры жатв бережно хранили обжиночный Рай-дидух (Дидух), в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и т.д.), и отбирали мягкое благоухающее сено. К праздникам завершали практически всю важную работу по хозяйству и тщательным образом убирали в домах – выбеливали помещение и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерки, рядна и полотенца.

Обязательно пытались купить обновки (новая одежда) для всех членов семьи и новую посуду (макитры, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы.

В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и мал и стар. Бабушки, деря перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки, готовясь к колядкам, собирались вместе, изготовляли ритуальные наряды, учились выполнять действа с вертепом и рождественской зарей. Также избирали своего главного атамана („березу"), побажальников (тот, кто будет желать), казначея, міхоношу (тот, кто будет носить мешок) и других исполнителей.

Рождественский пост

Рождеству Христовому предшествует сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), который также называют Филлиповым. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни.

В остальные дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

В последнюю неделю перед праздником пост усиливается. Кроме поста телесного, церковь напоминает о посте духовном. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

 

Сколько дней празднуют Рождество?

На второй день Рождества, 8 января празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей".

По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных.

Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством; царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.

Рождество в Украине – слияние христианских и языческих обычаев

В канун Рождества – 6 января (этот день звали Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду – кутью и узвар. Для этого особенным образом в печи ложились дрова, которые требовалось зажигать „живым огнем" (потерев деревом о дерево, или огнивом), в более поздней традиции уже пользовались спичками.

Для кутьи бралась заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также „непочатая" – набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи „до света", а в печь сажали калачи и постные пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и который предназначался для Духов-Лада, то есть душ умерших предков. Потом хозяйка готовила на предрассветной воде и в новом горшке голубцы и другие блюда, которых должно было быть двенадцать.

Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, валашские орехи, мак и изюмины (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед – вечного счастья святых на Небе). Вар или узвар готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен).

Когда Божья еда и кныши уже на скамье, то с первым лучом солнца хозяин открывал домашние двери, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что, считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным зельем (маком-видюком) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвернуть злую силу и еще раз проверяли все ли готово к Свят-вечеру. Тогда уже требовалось внести в дом „Святки". Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик – три колоска. Там уже стоял приготовленный Рай-дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали довосходной водой и, приговаривали молитву: „Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье... Пошлите еще лучше в этом году!"

Согласно традиционному украинскому мировоззрению Рай-дидух вмещал в себе дидухов-пращуров, дух жилья, добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы в ригу. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут „Раем" (потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и бог урожая, и бог домашних животных.

До тех пор пока Рай-дидух стоит на покуте, сурово запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только ужин 6.01, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13.01. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать.

Готовясь к ужину, семья надевала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе, потому что целый день нужно было поститься и ничего не есть.

Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть. Из этого момента можно было начинать Святую Вечерю. 

Рождественский стол в Свят вечер перед Рождеством

Современным хозяйкам не следует путать ужин, приготовленный на Святой вечер, и семейный ужин на Рождество Христово.

В Украине вечерняя трапеза на Свят вечер, 6 января, сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

Украинские обычаи на Свят вечер – ночь перед Рождеством

Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.

В Вилию, в канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность.

Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.

Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и угодничали.

После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.

После Святой Вечери и угощений не гоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом.

Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.

Празднование Рождества

Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и „виншували".

Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, книшиком и т.д.).

7 января праздновали первый день Рождества Христово (годилось отмечать три дня 7 - 9.01). Утром вся семья или несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались:

- Христос родился! - Славите его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы!

Иногда, утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, обрызгивал святой водой, хозяйка мыла посуду и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился. К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречишной кашей. Готовили также одно молочное блюдо.

Уже под вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед „застольным окном" и распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением относились к таким чистосердечным „вестникам добра и счастья".

 

Рождественские гадания

Считается, что именно в святые дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользовались моментом и участвовали в рождественских гаданиях. Интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.

Народные приметы, связанные с Рождеством

Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество).

Когда, например, первый день Коляд ясный – будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет – урожайный.

Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд – летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град – горох будет большой, если снег – будут хорошо роиться пчелы.

 
 

Рождественские обычаи

Рождество - один из главных христианских праздников. Римско-католическая церковь и большинство других христианских церквей отмечают Рождество по григорианскому календарю (по новому стилю) 25 декабря. Украинская православная церковь и Украинская Греко-Католическая Церковь, многие другие православные и древневосточные церкви отмечают Рождество по юлианскому календарю (25 декабря по старому стилю), что соответствует 7 января нового стиля, напоминает BT-LADY.COM.UA .

Интересно, что наши древние предки еще до крещения Руси отмечали Рождество. Вот только назывался праздник не так, а Корочуном. Определить точно истоки такого названия сложно. Возможно, происходит оно от того, что ночи становятся короче, а дни длиннее, или от названия солнечных лучей, что входят с этого времени под земную кору. И, лишь с принятием христианства, этот праздник получил привычное нам название.

Рождество так и осталось хлеборобным праздником, что дает надежду на лучшие урожаи, но требует тщательных приготовлений. Все рождественские приготовления пронизаны представлениями, что все живое и неживое обладает душой, что человек с помощью ритуальных действий может влиять на ход жизни.

В Украине накануне праздника издавна готовился Рай-Дідух, состоящий из злаков. К началу приготовлений дом и двор должны быть прибраны, поломки починены, с соседями стоит помириться и все незаконченные дела закончить.

Приготовления 6 января (24 декабря по старому стилю) называются Вілія. Хозяева встают в 1-2 ночи. Предварительно поздно вечером хозяйка спекла паляниці, а сегодня к празднику вынула из печи книші та книшики (это маленькие хлебцы, которые кладутся сверху на хлеб и предназначаются для духов предков). Кутя (толченая пшеница), намоченная еще вчера, сегодня высыпается в новый горшок, залитая предрассветной водой. Она должна вариться так, чтобы к рассвету вынуть из печи готовую. Дрова в печь кладутся и хозяином, и хозяйкой с особенными церемониями, т.к. первой готовится "Божья еда" и еда для духов-Лада, святых и добрых душ покойников.



На Вілію все члены семьи должны быть дома. Никому нельзя ничего одалживать или давать, а также нельзя входить в чужой дом.

Принеся Дідуха в дом, устанавливают его на покутті, усыпанном сеном. Один снопик сена сын кладет на стол, а другой - под стол. Все дети, которые есть в доме, качаются по полу (эти магические действия предназначены для того, чтобы скот плодился).

Сноп-Дідух ("Рай") - это место пребывания духов дедов-прадедов, опекунов или покровителей своего дома. Духи-Лада - посредники бога солнца и людей. Эти духи пришли с Неба и вселились в людей, а по смерти опять отлетают в край духов. Таким образом, когда выжата нива, духи-Лада вселяются в последний почетный Сноп-Дідух или "Рай".

Когда Дідух установлен, праздничный стол застилают тонким слоем сена. Поверх сена хозяйка стелит чистую белую скатерть. Далее берут магическое зелье (сейчас - чеснок) и кладут в четырех углах стола. Покрывают второй скатертью. Первая скатерть - для добрых душ, вторая - для людей. Посредине стола хозяин кладет книш, а хозяйка рядышком - паляницю. В конец стола ставили большую миску с пирожками. Далее хозяин пробивал дырку в паляниці и вставлял восковую свечу. С этого момента свеча горела всю ночь.

Вечереет. Все переодеваются в чистую одежду и ждут восхождения первой зори. До этого момента никто ничего не ел, все постились, кроме маленьких детей. После появления первой звезды на небе все готовы к Святой Вечере (Богата Кутя).

Стол из 12 блюд

К Святой Вечере готовится 12 блюд. Все они должны быть постными.

1. Кутя - обмятая набело пшеница из самого мелкого зерна. Несколько вечеров вся семья должна была перебирать зерно. Ее мешают с медом и маком.
2. Вар (узвар) - варятся сушеные фрукты: груши, яблока, сливы, вишни.
3. Капусняк, заправленный подсолнечным маслом и пшеном.
4. Горох.
5. Постный борщ с карасями и грибами.
6. Жареная рыба.
7. Стуженая рыба.
8. Вареники со сливами и грушами, вишнями и черешнями.
9. Блины (к борщу).
10. Каша гречневая или пшенная.
11. Постные пироги с капустой, сливами, грушами и т.п.
12. Голубцы.

Готовится 12 блюд, т.к. на протяжении года месяц "оббегает" землю 12 раз. Поэтому каждому месяцу посвящается блюдо. Каждое из блюд нужно попробовать, но ничего нельзя съесть до конца, чтобы в доме была еда. В некоторых местностях блюд готовилось 17.

Еда обязательно должна быть постной, т.к. древние славяне приносили в жертву богу урожая - солнцу - бескровную жертву со всей растительности, которую человек ел: бог этот урожай увидит и даст еще больший урожай.

 

Рождественские колядки

После Вечери, где-то в 2-3, а то и 4 часа ночи, начинают колядовать. В некоторых местностях коляда начинается еще во время Вечери.

Малые дети колядовали так:
Я, маленький хлопчик,
Ізліз на стовпчик,
У дудочку граю,
Христа забавляю!


Или: ...Горобчик летить,
Хвостом вертить, -
А ви, дядьку, переймайте,
Мені копійочку дайте…


 

Старшие дети проговаривали так (в частности, на Черниговщине):

...З Святим Різдвом вітаю,
Всім здоров'я бажаю:
Господарю на воли,
Господині на квочки,
Хлопцям-дівчатам на гуляння,
Малим дітям забавляння...
Христу-Богу вихваляння!...


А ответ получали такой:

Тобі й батькам твоїм цього ж бажаємо!
Дякуємо за віршування, рости здоровий та веселий на втіху батькам!


За колядки дети получали щедрое вознаграждение: фрукты, конфеты и всякие сладости.

 

Рождественский стол в Украине

Варят кутью из пшеницы, гороха, риса, ячменя. Приправляют медом, маком, постным маслом. Трапеза должна быть безалкогольной. Все блюда постные, заправленные растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Горячие блюда не подаются, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом, советует в блоге Ю. Орленко .

А вот на само Рождество Христово (7 января) готовят большой семейный ужин. Всей семьей накрывают на стол. В центре ставится кутья. Затем другие блюда: блины, рыба, заливное, студень, молочный поросенок, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое, медовые пряники, узвар.

Кутью нужно есть первой, т.е. начинать им свой ужин, каждый из присутствующих за столом должен съесть хотя бы одну ложку кутьи. Согласно легендам, тогда этот человек будет жить во здравии и благополучии весь наступающий год.

 

12 рождественских блюд

Прежде чем приступить к еде, зажигают свечу и вспоминают умерших родственников. Считается, что именно на Святой вечер души родных собираются в доме, для них также кладут тарелку и ложку. Из-за стола на святой вечер уже не встают, еду не доносят. После еды стол не прибирают. Остатки кутьи и узвара оставляют душам на поживу, напоминает BT-LADY.COM.UA.

В Украине традиционно подают на стол 12 блюд, по числу 12 апостолов - "из всех плодов огорода и сада" - что символизирует достаток и заповедает ожидание благополучия. Ведь "бедный стол", считают в народе, провоцирует бедный год.

Первую ложку кутьи отец подбрасывает вверх, а дети ловят - этот обычай символизирует непрерывность передачи знаний из поколения в поколение.


КУТЬЯ

Продукты:
Пшеница - 1 стакан, мак - 1 стакан, мед, орехи - 100 г, изюм, курага, чернослив.

(в моей семье кутью готовят из 12 ингредиентов:
изюм, мак, мед, чернослив, курага, сушенные черешня, инжир, кизил, клюква, груша, орех грецкий и фундук (лещина)
)


Приготовление:
Пшеницу необходимо истолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды (чтобы оболочка пшеницы отошла). Полученную массу просеивают и промывают, отделяя таким образом ядра от шелухи. Из чистых зерен на воде варят обычную постную жидкую кашу, охлаждают ее и добавляют по вкусу сахар.

Далее растирают мак (до получения макового молочка), добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице.
В конце добавляются толченые ядра грецких орехов и измельченные сухофрукты. В начале трапезы все собравшиеся за столом отведывают кутьи, а затем уже все остальное.

Поскольку рождественская трапеза безалкогольная, блюда запивают только узваром. Это второе главное блюдо рождественского вечера. Густой навар из сушеных садовых плодов зазывает урожай фруктов. Обычно узвар готовят из яблок, слив, груш, добавляют черноплодную рябину, малину, вишни.

УЗВАР

Продукты:
300-400 сушеных груш, слив и яблок, 50 г изюма, 300 г сахара, 3 л воды.
Приготовление:
Замочить сушеные фрукты и изюм. В кипящую воду бросаем сахар, затем сушеные фрукты. Варить 10-15 мин. В конце варки добавить изюм. Дать настояться.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: после кутьи подавались закуски (салаты, рыба). Особой популярностью пользовались блюда из капусты.

МАРИНОВАННАЯ КРАСНАЯ КАПУСТА

Продукты:
1,5 кг краснокочанной капусты, 1 яблоко, 30 г сливочного масла, 2 ст. л. белого винного уксуса, 1 ст. л. сахара, 2 ст. л. желе из красной смородины, 1 ст. л. кедровых орешков, соль.

Приготовление:
Капусту очистить от поврежденных листьев, вымыть, тонко нашинковать. В кастрюлю влить 0,5 стакана воды, добавить масло, сахар, уксус и щепотку соли. Довести до кипения. Добавить капусту, накрыть крышкой и готовить 2 ч. на среднем огне. По мере надобности в процессе приготовления добавить немного воды. За 10 мин. до окончания добавить к капусте смородиновое желе и очищенное и нарезанное кубиками яблоко. Готовую капусту разложить на порции, посыпать кедровыми орешками. По желанию украсить веточкой красной смородины. Подавать теплой.

Этот легкий постный салатик с легкостью впишется в традиционное рождественское меню. Он несколько разбавит своим свежим вкусом ваши старинные блюда и наверняка понравится всей семье. 

САЛАТ "ДЕЛИКАТЕСНЫЙ"

Продукты:
Грибы маринованные - 50 г; помидоры - 2 шт.; перец сладкий - 1 шт.; кукуруза консервированная - 2 ст. ложки; фасоль стручковая вареная - 4 ст. ложки; масло оливковое - 3 ст. ложки; оливки без косточек - 2 ст. ложки; соль - по вкусу.

Приготовление:
Помидоры разрежьте пополам, выньте мякоть.
Грибы, сладкий перец, стручки фасоли и мякоть помидоров нарежьте кубиками, смешайте с кукурузой и нарезанными оливками.
Заправьте салат оливковым маслом, посолите и перемешайте.
Готовым салатом заполните половинки помидоров. При подаче оформите оливками, грибами и зеленью.

Без рыбных блюд невозможно себе представить традиционное православное Рождество. Вечер 6 декабря - еще постный, разговляться (кушать мясную пищу) можно только утром, поэтому традиционно на Рождество готовились разнообразные рыбные блюда.

После закусок приступали к красному (слегка подогретому) борщу, грибному или рыбному супу. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами.

БОРЩ С УШКАМИ

Продукты:
Бульон овощной - 5 стаканов; картофель - 1 шт; баклажаны - 100 г; капуста белокочанная - 100 г; перец сладкий - 1/2 шт; буряк - 1 шт; лук репчатый - 100 г; морковь - 1/2 шт; томат-пюре - 2 ст. л.; сахар - по вкусу; перец черный молотый , соль по вкусу.

Приготовление:
Буряк нарежьте соломкой, обжарьте на масле с томатом, залейте небольшим количеством воды и тушите до готовности.
В кипящий бульон положите нарезанные дольками картофель и баклажаны, доведите его до кипения, добавьте нашинкованные соломкой капусту и сладкий перец, варите 15-20 минут.
Добавьте тушеный Буряк (свеклу), пассированные лук и морковь, соль, сахар, перец, лавровый лист и варите еще 5-7 минут.
При подаче заправьте суп сметаной, посыпьте рубленой зеленью

Для ушек:
500 г муки, 150-200 г воды, 200 г отваренных сушеных грибов, 1 ст.л. постного масла, луковица.
Приготовление:
Месят постное тесто, как на вареники на теплой воде. Раскатывают до толщины 1-2 мм. Нарезают квадратики (до 3 см). Накладывают начинку, складывают в треугольник и мелко защепляют.
Начинка:
Отваренные грибы пропускают через мясорубку, добавляют пассированный лук, соль, перец, разведенную пассированную муку. Кстати, во время пассировки мука приобретает аромат жареных орехов и добавляет блюду пикантности.

Украинцы на Святвечер делают голубцы из квашеных головок капусты. В квашеные листочки заворачивают начинку из сырого риса и грибов - и рис и квашеная капуста одинаково долго варятся. Если у вас нет квашеной капусты, возьмите обычную, только в этом случае рис придется отварить.

ГОЛУБЦЫ

Продукты:
1 небольшой кочан капусты, 0,5 стакана риса, 1/3 стакана молока или воды, 40 г. сушеных грибов, 1 луковица, 100 г. масла или маргарина; сметана и соль по вкусу.

Приготовление:
Сварить рисовую кашу на молоке или воде. Предварительно замоченные сушеные грибы отварить и нарезать ломтиками. Лук мелко нарезать, обжарить вместе с грибами и смешать с рисовой кашей. Кочан капусты отварить до полуготовности в подсоленной воде, разобрать на листья, утолщенную часть листьев слегка отбить. Фарш разложить на подготовленные листья, завернуть в виде конверта и обжарить, сложить в сотейник и потушить 10 минут. Подавать со сметаной.

На Рождество вареники можно делать с разными начинками. Чаще всего с тушеной капустой, с капустой и грибами, с картошкой и грибами, с фасолью. Традиционно - с тертым маком и фруктами (вишнями, яблоком, черносливом). Сладкие вареники лепятся иначе, нежели остальные: "веночком", рубчиками, зубчиками.

 

ВАРЕНИКИ

Продукты:
Мука - 500 г; вода - 1 стакан
Просеять муку, замесить постное тесто на теплой воде, без яиц, не солить. Месить долго, чтобы тесто стало эластичным и мягким. Накрыть полотенцем, дать "отдохнуть" полчаса. За это время приготовить начинку, затем еще раз перемесить. Раскатать тесто и вырезать стаканом кружочки. В центр кружка накладывать начинку, залепить. Отваривают вареники в подсоленной воде 5-7 минут. Подавать горячими, политыми жареным на подсолнечном масле луком. Сладкие вареники посыпать сахаром или поливать сиропом.

Начинки:
Из фасоли и грибов: стакан фасоли, 50 г сушеных грибов, луковица, ст.ложка подсолнечного масла, соль, перец. Отваренную фасоль перетереть или пропустить через мясорубку, добавить порезанных отваренных грибов, пассированный лук, соль, специи.

Из мака: стакан мака, 100 г сахара, 1-2 ст.л. меленых сухарей с булки. Мак запарить как на кутью, растереть в ступке. Добавить сахар по вкусу, сухари. Начинять как обычно.

Блюда из фасоли - незаменимый источник аминокислот, это приобретает особую актуальность в дни поста. В славянской мифологии фасоль символизировала достаток в доме: фасолинки - звонкие монеты.

Под конец трапезы на стол подаются сладкие блюда: пироги, пряники, медовики, печенье, клюквенный кисель, яблоки, орехи.

По старинной, еще дохристианской традиции на Святой вечер люди обмениваются ритуальной едой. Родственникам, крестным родителям, соседям, одиноким и сиротам хозяева собирают ужин. Ее относят уже после семейной трапезы дети. Принимая обрядовую пищу, люди благодарят детей и одаривают такими же дарами со своего стола. В качестве обменной ритуальной еды использовались кутья, пряники, печенье и непременно пирожками.

Рождественские пряники и печенье так же относятся к разряду ритуальных блюд, ими угощали колядующую детвору, украшали елку, клали в подарок, поминали предков.

За столом каждый должен отведать все приготовленные блюда. Не допускается проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей.

Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).

Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Святого Миколая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требованиям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспитательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство традиций и обрядов Рождества направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми.

Вечером на улицы украинских городов и сел выходит молодежь в национальных костюмах. В народе говорят: "Коляда идет". Колядующие поют под окнами и вызывают на улицу хозяев. С их разрешения у крыльца разыгрывается маленькое представление, героем которого часто бывает Коза - символ добра и достатка. На Херсонщине козу водят на Старый Новый год: либюо ряженных, либо живую.

Поют: "Нова радiсть стала, яка не бувала - зірка ясна над вертепом вночi засiяла".
Хозяева щедро угощают колядующих. По желанию приглашают в дом. Колядующие не просят, а собирают пожертвования во славу Бога, поэтому не впустить их в дом нельзя.



Возродим традиции седых времен!


Tags: Бог, Різдво, Україна, вера, для репоста, духовность, заметки О. Леусенко, здоровое питание, здоров’я, история, колядки, корисна їжа, культура, ляльки, народні гуляння, национальное самосознание, обычаи народов, овощи, оккультизм, освіта, песни, полезно, православие, праздники, продукты, рецепты, родноверы, свідомість, село, славяне, советы, традиции, українська кухня, українці, фрукты, христианство, язычники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments