Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Category:

Американский "Дракон" отправил Роскосмос на свалку, а потомков Гагарина чистить парашу

Это был самый сильный подсрачник московитам в этом году. Роскосмос развалился давно, Crew Dragon лишь его приутюжил.

31

На фоне экономического рецессии Москва вынуждена отказываться от затратных космических программ

Если обратиться к миру символов, знак мифологического дракона означает испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Наверное, недаром в названии американского корабля Crew Dragon, с которым США в субботу открыли новую главу в освоении космоса, есть отсылка к мифологическому существу. После девяти лет отказа от пилотируемых миссий и вынужденного сотрудничества с Россией в космосе за немалые миллионы американцам таки удалось совершить технологический прорыв. И эта победа не сулит ничего хорошего для Роскосмоса, который в последнее время и так стал стремительно терять перспективы.

Американский «Дракон» отправит Роскосмос на свалку?
В ЧЕМ ПРОРЫВ

Не только в США, но и во всем мире успешный старт в субботу ракетоносителя Falcon 9 с кораблем Crew Dragon и двумя астронавтами на борту недаром назвали прорывом в космических запусках. После сворачивания в августе 2011 года высокостоимостной американской программы Space Shuttle с запусками многоразовых космических челноков, США вообще прекратили самостоятельно отправлять свои экипажи в космос. С американской территории осуществлялись только старты грузовых кораблей. И чтобы запустить астронавтов на МКС (Международную космическую станцию), приходилось платить россиянам.

Фото: NASA
Фото: NASA

В течение девяти лет российские ракеты «Союз» служили единственным транспортом для доставки людей на МКС. Одно место в этом российском аппарате старой советской разработки 1960-х годов стоило NASA примерно $80 млн. Фактически Роскосмос более чем в полтора раза перекрывал стоимость коммерческого запуска ракеты «Союз», который сами же россияне оценили в $48,5 млн.

Фото: NASA
Фото: NASA

Поскольку SpaceX является частной компанией (основанной Илоном Маском), запуски астронавтов для NASA тоже будут небесплатными. Однако, во-первых, стоимость одного кресла станет намного меньше (ориентировочно $55 млн) для NASA; во-вторых, SpaceX будет платить налоги в американский бюджет из этой суммы; в-третьих, развитие отрасли освоения космоса в США максимально будет развиваться за счет частного сектора. А это экономит немало затрат из государственного бюджета.

Фото: NASA

Более того, это открывает новые возможности для коммерческих космических полетов в будущем и делает реальными перспективы освоения Луны, а в далекой перспективе - и Марса.

Фото: NASA
Фото: NASA

БЕЗОПАСНОСТЬ – ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Новый проект Crew Dragon имеет и новые возможности. В капсуле предусмотрено семь мест для астронавтов, повышенный уровень безопасности экипажа и всех систем корабля. В случае срабатывания аварийной программы автоматика отделяет капсулу с людьми и пилотирует ее к безопасным зонам посадки в океане, расположенным в досягаемости спасательных подразделений. Кстати, американский «Дракон» взлетел со второй попытки – первую, которая должна была состояться в минувшую среду, отменили из-за неблагоприятных погодных условий не на стартовой площадке, а в одной из зон потенциальной посадки капсулы в случае аварийной ситуации. Безопасность людей – прежде всего.

Фото: NASA
Фото: NASA

Единственное опасение Илона Маска в плане безопасности Crew Dragon связано с асимметричной конструкцией капсулы, обусловленной системой аварийного реагирования. Обеспокоенность заключается в том, как аппарат поведет себя в плотных слоях атмосферы при возвращении. Хотя инженерные расчеты подтверждают надежность капсулы, Маск говорит, что успокоится только после того, как астронавты безопасно приземлятся.

Crew Dragon
Crew Dragon. Фото: SpaceX

Большая часть полета ракеты полностью автоматизирована, хотя экипаж тоже может взять на себя контроль в случае необходимости. В таких случаях управление ракетой осуществляется с помощью «тачскрина» на мониторах, которые похожи на пульт управления автомобилей Tesla – другой компании Маска.



Еще одна особенность – первая ступень ракетоносителя Falcon 9 самостоятельно садится на специально подготовленную платформу, что делает ее многоразовой, а себестоимость дальнейших запусков – дешевле. Перед запуском экипажа компания SpaceX провела много тестов, в том числе взрывала ракету в воздухе для испытания системы аварийной посадки капсулы с астронавтами.

Crew Dregon
Crew Dragon

Поэтому по сравнению с российским «Союзом», который за более чем полвека почти не изменился, новый американский Falcon 9 с капсулой Crew Dragon выглядит как новенькая Tesla на фоне старого ГАЗ-АА (полуторки) с деревянными бортами.

СОЮЗ
СОЮЗ

НЕ ПЕРВЫЙ УДАР ПО РОСКОСМОСУ

Поскольку бизнес в Америке развивается в условиях конкуренции, над проектом пилотируемого космического корабля параллельно со SpaceX работает компания Boeing. Таким образом, NASA получает сразу несколько конкурентоспособных вариантов для развития программ пилотируемых запусков. И здесь речь идет не только о NASA, но и о космических компаниях других стран. Это означает, что Роскосмос стремительно теряет существенный источник прибыли.

Впрочем, это не первый удар по российской космической отрасли. Ранее Конгресс США наложил санкции на закупку российских двигателей РД-180 и РД-181 для американских ракетоносителей, и теперь они постепенно выводятся из эксплуатации в Штатах. Сами же россияне в «Энергомаше» признают, что зарубежные контракты на поставку двигателей обеспечивали большую часть выручки от производства. Остальное – это государственный заказ. Однако, если американцы прекращают пользоваться услугами Роскосмоса и оплачивать запуски «Союзов», то пострадает и российский госзаказ.

NASA
СОЮЗ. Фото: NASA

Кроме того, большой клиент Роскосмоса, компания глобальных коммуникаций OneWeb, в марте объявила о банкротстве. Впрочем, несколько дней назад компания подала заявку в США на запуск 48 тыс. микроспутников на низкой орбите вместе с американской компанией SpaceX. И хотя на экспертном уровне высказывают сомнения относительно возможности OneWeb восстановить свои мощности без реструктуризации, сегодня о восстановлении ее сотрудничества с россиянами речь однозначно уже не идет.

Директор NASA Джеймс Брайденстайн в субботу, после запуска Crew Dragon с американскими астронавтами, во время брифинга на космодроме по-джентльменски высказался за дальнейшее партнерство с Роскосмосом. Однако он не уточнил, как теперь будет выглядеть это партнерство, которое до сих пор держалось на американских долларах.

Фото: NASA

Российской космической отрасли во главе с известным своими провалами Дмитрием Рогозиным придется искать другие источники дохода, которые в лучшем случае могут заменить лишь госзаказ. Однако на фоне экономического кризиса из-за коронавируса, а также стремительного падения цен на нефть, затратные и одновременно безуспешные космические программы вряд ли станут приоритетом для кремлевского руководства. В таком случае перспективой для Роскосмоса может стать разве что почетное место на свалке мировой истории.

Ярослав Довгопол, Укрінформ
Tags: crew dragon, spacex, НАСА, Роскосмос, космическая отрасль, космонавтика, космос, победы над россиянами
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments