Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

К дню пионэрии (ленинюгенд) вспомним наше убогое советское детство

В качестве примеров из детского совка я взял три поста белорусского камрада Максима Мировича (maxim_nm). И, хоть, Макс младше меня более, чем на десяток годков, в целом его тезисы подтверждает моя память. Если бы не перестройка, то, подозреваю, из моего поколения выросло б совковое быдло аля-КНДР. Впрочем, много моих сверстников, одноклассников, сокурсников так и остались в прошлом, что выдает их отсталость и неспособность логически мыслить и анализировать. Вообще не понимаю совков и считаю представителей фауны на порядок разумнее хомо советикус.
Идеей украинской независимости я стал интересоваться в последние годы, когда носил красный галстук. Поэтому из принципиальных соображений не вступил в комсомол. Не буду лукавить, перестройку и затем развал СССР встретил, как праздник, с воодушевлением. Но я тогда и подумать не мог, что некрофилия совка, тяга к серости, убогости концлагеря сможет продержаться столько десятилетий.

Убогое советское детство.



В последнее время часто замечаю, как любители СССР на всевозможных форумах а также на сайте "Одноклассники" признаются друг другу — да, жизнь в СССР была не слишком лёгкой, жили дружно зато бедно, в квартирах двери не закрывались лишь потому, что там было нечего красть — но вот детство-то советское каким было! Ах, какое было детство! А какими длинными и солнечными были летние дни в лагерях, а сейчас это разве лето? Встал с утра, с женой поругался, Путина по телевизору послушал, тёщу и другую старую мебель на дачу отвёз — вот и день кончился!

На самом деле причина такой ностальгии связана не с тем, что раньше было "более лучшее" время, а с шутками, которые вытворяет с человеком его память. Она устроена таким образом, что мы в принципе запоминаем в основном хорошие и приятные моменты в жизни, не акцентируясь на плохом — это банальные механизмы самозащиты сознания, которые функционируют у всех homo sapiens одинаково, вне зависимости от страны их проживания. Плюс с годами у многих также теряется острота восприятия мира в целом — именно поэтому людям и кажется, что раньше и трава была зеленее, и вода мокрее, и солнце светлее, и даже краски были более яркими.

Говоря про детство, нужно добавить, что тут накладывается ещё один пласт для ностальгии — детство это то время, когда человек не принимает самостоятельных решений и не думает о жизненных проблемах. У меня тоже часть детства прошла в СССР, но я никак не связываю общую детскую беззаботность с политическим строем, это просто часть детского восприятия мира — как говорится, Платон мне друг, но истина дороже.

Если же говорить про советское детство в целом — то оно было весьма и весьма убогим, и в сегодняшнем посте я вам это наглядно продемонстрирую. Для удобства чтения я разделил описание советского детства на несколько разделов и подробно разберу каждый из них. Обязательно заходите под кат:


Тоталитарная школа.



Начнём, пожалуй, с советской школы — ей ребёнок посвящал десять лет своей жизни (фактически, всё детство), и она во многом формировала его мироощущение. Советская школа напоминала закрытое учреждение казарменного типа, ребёнок в ней не имел никаких прав — одни обязанности. С первого класса советская школа приучала ребенка к мысли, что ему предстоит жить в советской системе — он станет сперва октябрёнком, потом пионером, а затем и комсомольцем. Никаких альтернатив не было — те, кто хотел быть "вне системы", считался чем-то нехорошим, вредным и вообще каким-то "не нашим".

С первых же дней на советского первоклассника наседали с
советской пропагандой — рассказывали про мёртвого деда, который на самом деле жив, водили в разные там ленинские комнаты, показывали подвиги пионеров-героев, рассказывали о борьбе дедов, о страданиях маленьких коммунистов в Гватемале а также и под гнётом пиночетовской хунты, о том как именно немцы вешали партизан, о том как Чёрные полковники мучили греческое сопротивление, светя им по ночам в окна прожекторами — и прочее подобное. Потом одуревшему от всего этому пионеру подсовывали под нос подвиг Гагарина, рассказывали о том, что мы живём в самой свободной в мире стране, и в честь этого он должен собрать полторы тонны металлолома и подмести восемь километров дорожек у школы — метлу в руки — кругом — марш! Отставить разговорчики. Именно пропаганда и принудительный труд были отличительными чертами советской школы.

Отдельной строкой стоит сказать и про советский учителей — в большинстве своём это был тип человека-приспособленца, который не имел собственного мнения (как по академическим, так и по общечеловеческим вопросам), боялся начальства и вымещал свои комплексы и жажду власти на детях. Советский учитель чаще всего был носителем
двойной советской морали — рассказывал пионерам, что советский человек должен быть честным и правдивым, восхвалял советский строй — но при этом тащил мелкие взятки в поликлинику и покупал шмотки у фарцовщиков.

В общем — ничего хорошего советская школа не несла. Попробуйте сами сесть и вспомнить свои школьные годы — не какие-то отдельные светлые моменты, вроде подкладывания кнопки под задницу Ленке и конструирования бумажных бомбочек с водой — а общее ощущение от советской школы в целом. Вы легко вспомните то оущение
несвободы, и удивитесь тому, что возвращаться туда вам совсем не хочется.

Тесные квартиры.



Придя из школы, советский ребёнок попадал домой — чаще всего это была
убогая и тесная "бесплатная" советская квартира. У меня в моём детстве (часть которого пришлась на годы СССР) была своя отдельная комната — в которой у меня был отдельный письменный стол, раскладной диван, зеркало, гардероб и большой книжный шкаф.  Я сам выбирал цвет обоев в своей комнаты и то, какие именно плакаты будут висеть у меня на этих обоях. Только позже я понял, как сильно мне повезло — у большинства советских детей не было своей комнаты в силу убожества и тесноты совковых квартир.

Вспоминаю семью моего друга Вовы, которая жила в тесной советской трёхкомнатной квартирке общей площадью не более 55-60 метров — там была крошечная прихожая два на два метра, небольшая спаленка и ещё две смежные комнаты площадью метров по 17 каждая. В этой квартирке жили 7 (семь!) человек — мой друг Вова, его отец и мать, его сестра Вика, его тётя Аня, а также бабушка с дедушкой. Все комнаты квартиры были заставлены кроватями, а письменный стол Вова делил со своей тетей — которая в то время училась в институте. В гости к Вове я ходил только днём — когда дома кроме него бывала только мама, иначе в квартире было не развернуться. За общим столом на кухне семья Вовы не собиралась никогда — было очень тесно.


Скучный телевизор.



Так, что у нас ещё остаётся? Остаётся ещё советское телевидение — окно, так сказать, в мир. Многие сейчас с умилением вспоминают советские мультики — хотя как я подробно разобрал
вот в этом посте — большинство советских мультиков было кукольной конъюнктурной шляпой. Те немногие действительно классные мультфильмы, вроде "Тайна Третьей планеты" или "Остров сокровищ" имеют тот же эффект, что и "лучшее в мире советское мороженое" — смотрятся бриллиантами на фоне остального убожества.

С советскими детскими фильмами примерно та же история — на фоне нескольких однозначных винов, вроде "Гостья из будущего", было снято множество конъюнктурного шлака из серии "про детей и школу", вроде какого-нибудь унылого и серого кино "Тихие троечники", где детей дублировали писклявыми голосами пожилые советские актрисы. Что самое смешное — эти фильмы больше любили смотреть мамы и бабушки, чем сами дети — для детей это было скучное и малоинтересное кино с нудным сюжетом, дети любили фильмы про ковбоев и индейцев — коих тоже было очень мало.

Что у нас остаётся ещё? В СССР было ещё несколько детских телепередач, но были построены по тому же принципу, что и остальное
советское телевидение — по сути, это были всё те же "Международная панорама" и Служу Советскому Союзу", только адаптированные для детей. В СССР пытались снимать и какие-то обучающие программы, но всё это выглядело убого и особенно это убожество стало заметно в девяностые годы — когда появились яркие и интересные передачи Сергея Супонева, вроде "Звёздный час" или "Зов Джунглей" — про убогое советское детское телевидение тут же забыли.

В общем, и здесь мне непонятно, по чему именно ностальгируют фанаты СССР — по тому, что раз в неделю вам
может быть покажут хороший фильм или мультик? И это при том, что сейчас абсолютно свободно, бесплатно и в удобное для вас время можно посмотреть любую передачу или фильм? Такая "ностальгия" мне непонятна...

Принудиловка и серость.

70.jpg

В конце поста хочется добавить ещё вот что — советское детство в целом было полно принудиловки и серости, и у советских детей было очень много ограничений и слов "НЕЛЬЗЯ". Помню свой шок, когда я впервые попал в Стокгольм и увидел двор обычной шведской школы — дети там орали и носились как хотели, над ними не стояли унылые завучихи с линейками и не нудили "Петя, не бегай, Митя, не прыгай, Вася не дыши, Серёжа, стой смирно в углу!",  в Швеции нет вот этой всей совковой казарменности — и может быть поэтому скандинавская система школьного образования считается лучшей и наиболее эффективной в мире. Да и в целом в Швеции я не заметил вот этих бесконечных совковых "надо" и "нельзя" по отношению к детям — там их стараются воспитывать не принуждением и страхом, а эмпатией и любовью.


Советское детство, которого не было.



Если собрать воедино все детали детского советского быта, включая мультики, детсадовскую муштру, отношение к детям в поликлиниках и в целом проанализировать методы советского воспитания — то окажется, что детства как такового в СССР не существовало вовсе.

Эта мысль на первый взгляд кажется парадоксальной, но чем дальше вы будете читать мой пост — тем больше будете убеждаться в том, что я прав. Советская система ещё со времён Ленина-Сталина поставила себе целью не счастье людей, не ценность каждой отдельной уникальной личности, а какие-то эфемерные фашистские мечтания об
идеальном обществе, где всегда будет светить солнце и все будут жить в бесплатных пятикомнатных квартирах. Люди советской системой рассматривались лишь как строительный материал для тех, кто будет жить после. Расшибиться в лепёшку, сгореть на работе, отдать всего себя ради будущих поколений в СССР считалось чем-то почётным и правильным.

Дети и детство советской системой рассматривались не как ценность сама по себе, а лишь как некий
досадный период беспомощности перед тем, как человек становится самодостаточно боевой и трудовой единицей. Все совковые мультики, вся совковая культура фактически построена на том, чтобы как можно быстрее слепить из ребёнка взрослого человека, со взрослыми эмоциями и реакциями.

Советские мультики. Стыдное детство.



А теперь давайте проанализируем так называемые "советские мультики" — которые многие люди с непонятной мне ностальгией продолжают любить. Однажды я уже подробно разбирал
совковую анимацию — обязательно почитайте этот пост, но в сегодняшнем контексте нам интересно другое.

Если вы внимательно изучите советскую анимацию, то придёте к парадоксальному выводу —
в советских мультиках нет детей. То есть — их нет вообще. В большинстве советских мультиках действуют не дети — с детскими желаниями, стремлениями, с детским восприятием мира и детскими ошибками — в советских мультиках действуют маленькие взрослые. Воюющий с "проклятыми буржуинами" Мальчиш-Кибальчиш, уезжающий из дома Дядя Фёдор, живущий абсолютно автономной жизнью Малыш из "Карлсона", строгая и не по годам рассудительная Наташа из "Домовёнка Кузи" — вы и сами легко отыщите ещё десятки подобных примеров. Это не дети, а взрослые — со взрослыми мыслями и поступками.

В советских мультиках постоянно навязывалась мысль о том, что
быть ребёнком — стыдно. Стыдно шалить, стыдно громко смеяться и носиться по улицам, стыдно случайно разбить окно мячом — быть ребёнком стыдно, мальчик. Ты должен с пелёнок мечтать о Коммунизме.  Для поддержания этой мысли авторы совковых мультиков использовали приём расщепления —  все детские шалости и грешки "собирались" в отдельного персонажа, который был как бы отделён от героя-ребёнка. Шалит не Павлик, а Капризка. Шалит не Вера, а обезьянка Анфиса. Хулиганит не Вовка, а попугай Кеша, шалит не Наташа, а домовёнок Кузя.

В общем-то невинные детские забавы выставлялись в крайне неприглядном свете — часто в конце подобных мультиков вокруг провинившегося ребёнка собирались в кучу высокие взрослые и милиционер впридачу, наклонялись над ним и начинали клевать своей совковой моралью. От просмотра подобных мультиков у детей оставался осадок, рождавший весьма нехорошее чувство —
чувство вины за детство. Чувство вины за то, что он пока не такой, как взрослые, не так чувствует и не так видит мир, не хочет строить Коммунизм а просто хочет бегать по лужам и смеяться. Это очень стыдно. Простите меня пожалуйста, дорогие взрослые...

Пионеры и октябрята. Пропаганда.



Помимо книг, мультиков и других культурных образцов, за детей плотно брались всевозможные "октябрятские и пионерские организации", в буквальном смысле слова уже с ранних школьных лет заставлявшие детей быть маленькими взрослыми. В СССР это обзывалось разными эвфемизмами вроде
"подготовки к взрослой жизни" или "приучение к труду", но на самом деле детей попросту лишали права быть ребёнком.

Уже с самого раннего детства детям вливали в уши советские
пропагандистские россказни о том, как вечно живой дед Ленин сделал всех свободными, о том что мы живём в лучшей в мире стране под руководством Кремля, что наша Партия заботится о нас так, как никто в мире. Ошалевшие семилетние дети слушали рассказы о дотах и дзотах, о скрытых в лесах пулемётных гнёздах, о том как советские снайперы метко стреляют в голову, между глаз и в шею, о повешении Декабристов, о том как проклятый царизм расстреливал людей на площадях и о том, как кричали немцы, вылезая из горящего под Сталинградом танка.

Вместе с этой пропагандистской накачкой детей с уже самых ранних лет начинали приучать к
бесплатному труду — называя всевозможные сборы макулатуры, бесплатную работу на огородах и в школе "общественно-полезными делами". Детей приучали к мысли о том, что он не ребёнок — а трудовая единица, просто ещё по какой-то досадной причне пока что маленькая. Детям постоянно приводили в примеры других детей, которые чуть ли не с рождения вели себя как маленькие взрослые — в семь лет встали к станку, в десять лет водили машину,  а в тринадцать лет ушли воевать. Никто не говорил о том, что это в общем-то ненормальная ситуация, так быть не должно — ребёнок должен проживать нормальное детство. И такое искривление было во всём совковом отношении к детям.

Пять мифов о «счастливом советском детстве».

Всё чаще и чаще на просторах интернета встречаю статьи, где рассказывается о том, каким же было "счастливое советское детство"! Мол, в СССР дети только и делали, что читали хорошие книжки, питались хорошими продуктами, а воспитывали их добрые и заботливые воспитатели в детских садах и учителя в школах. "Всё было государственным, всё контролировалось, государство плохого не пожелает!"

На самом же деле при ближайшем рассмотрении все эти "плюсы советского детства" оказываются обычными мифами, которые непонятно по какой причине кочуют из форума в форум. В этом посте я собрал основные мифы о "счатливом советском детстве", в которые многие (и, возможно, вы сами) продолжаете свято верить.

1. Миф про «отличные ясли и детсады».

Практически все годы своего существования СССР
пыжился перегнать США гордился тем, что мол у него детских садов больше, чем в США — стало быть, эти проклятые капиталисты скоро загнуться. Этот миф базируется на той же основе, что и мифы о бесконечно огромных тоннах чугуна и намолотах зерновых, якобы должных показать отличную ситуацию в экономике.

Миллиардов тонн чугуна в США не было по одной простой причине — в более современных производственных цепочках он попросту не был нужен. С детсадами была примерно та же ситуация — в США
один работающий член семьи (чаще всего — отец) мог отлично обеспечивать семью. С Советском же союзе оба родителя были вынуждены работать, чтобы прокормить семью и не считаться "тунеядцами" (уголовная статья в СССР), "декретный отпуск" для матери (размером в год) в СССР ввели только в 1968 году — вот вам и вся причина такого огромного количества детсадов и яслей.

Теперь о качестве. Как и во всех других сферах, в советских детсадах процветала казёнщина и принудиловка. За какие-то невинные проступки детей наказывали стоянием в углу в одних трусах и нередко могли ударить — в СССР телесные наказания считались нормой. Нередко ребенок даже не понимал, за что его наказывают, но приучался к мысли, что "власть всегда сильнее" и "надо слушаться" — обо всём этом я рассказывал в своём
недавнем посте.

Чисто советская "коллективщина" начиналась уже с детсада — детей, еще достатчно свободных и разных, втягивали во всякие коллективные игры и хороводы, пение хором, хождение строем и т.д. — приучая к мысли, что индивидуальные стремления и желания это очень плохо, а вот ходить строем — это хорошо.

Если вы всё еще тоскуете по детскому садику "как в СССР", просто подумайте, хотите ли вы отдать своего ребенка в заведение, где его будут ходить учить строем, давать по рукам за малейшее "вольнодумство", какая-то толстомясая бабища сможет в любой момент его стукнуть, а ещё ребенку будут внушать мысль, что вот этот плешивый дед с портрета — это гений всех времен и народов, которого никому не дано превзойти.

Ну что, хочется отдать малыша в такой детсад? То-то.



2. Миф про «отличное детское питание, без ГМО!»

Я уже не раз писал про миф о каком-то "особенно хорошем натуральном"
советском питании (стостоящим из сосисок, каш, картошки, разбавленного молока и синих кур), но на детском нужно остановиться отдельно. Начнём с того, что многие дети в СССР воспитывались без грудного молока — в советской пренатальной системе это считалось абсолютной нормой. Чем это плохо — гуглите, слишком много писать.

Что было дальше? Из роддома ребенок попадал домой, где для него не было нормального детского питания. Ради интереса поспрашивайте у своей мамы, чем она кормила вас в этот период, узнаете много интересного — как из подручных продуктов с помощью разбавленного молока, манной крупы и мясорубки матери пытались приготовить хоть что-то, годное для питания ребенка. По данным ВОЗ, в 1970-е годы (тот самый ваш
"благословенный застой"), около 70% советских младенцев страдали ожирением из-за питания практически исключительно углеводами. Зато ракеты были — ого-го! А спутники — эге-гей! А также в области балета мы дали Штатам пиздюлей.

Затем ребенок попадал в ясли или детский сад (практически обязательно, см. миф номер 1), где кормежка была, как правило, ужасной — даже в том случае, если "по правилам" полагалось что-то неплохое. Вспомните детсадовских поваров и работников столовых в СССР. Что, вспомнили? Помните там хоть одну худую тетку даже в "худшие перестроечные времена"? Их просто не было — из детсадовских столовых продукты тащили баулами, причем тащили все — от старшего повара до последнего завхоза, должность означала лишь "ранжирование спижженого" по качеству и количеству. Что оставалось детям? Детям оставалось есть жидкие противные борщи, водянистую манку с комками, вонючие хлебно-честночные мякиши под названием "котлеты" и разваренные до состояния клейстера макароны — от детсадовской жрачки многих детей просто рвало (в прямом смысле).

И если про другие факты об СССР вы можете сказать — "ты Максим не помнишь, как там было", то свой советский детский садик я запомнил очень хорошо — был всё именно так, как я пишу. И это был еще один из лучших детсадов в столице БССР! Мне страшно представить, что было в провинции.



3. Миф про «отличное детское образование и школы».

Миф про "отличное советское образвование" — пожалуй, один из самых живучих и вредных. Я уже писал отдельно о том, как "высокообразованные советские люди" в конце восьмидестяых годов заряжали
банки с водой у телевизора, а сегодня поговорим о школе.

Точно так же, как и в детском саду, в советской школе навязывали
"коллективные ценности" и учили ходить строем. Все должны были носить одинаковую форму и галстуки, проходя соответствующий "обряд инициации". Образование строилось на принудиловке — левшей насильно переучивали в правшей, талантливых и одаренных детей совковые училки часто заклевывали до полуовощного состояния — "будь как все, не выделяйся, не выпендривайся!" Были популярны и расправы над "белыми воронами" — класс, состоящий из средненьких умов, поощряемый и управляемый бандой из 3-4 двоечников, мог всячески травить и издеваться над "отличниками и зубрилами" — то есть теми, кто хотел и мог учиться хорошо, много читал и т.д. Конечно, так было не везде — но случалось очень часто и при полном попустительстве учителей.

Сама советская система образования была пострена на том, чтобы давать показатели для всевозможных РОНО и министерств. Никто не заботился  о том, чтобы дать ребенку какие-то фундаментальные знания и научить свободно мыслить — главное, чтобы он оттарабанил всё заученное и получил хорошую отметку, показателем "успешности класса" считалось отсутствие в нём двоечников, а не наличие каких-то одаренных умов.

В общем, из советской школы дети часто выходили с весьма посредственными знаниями, но с привитым (часто — на всю жизнь) ощущением, что надо "слушаться коллектив" и не спорить с властью.



4. Миф про «свободу детей в СССР».

Советские идеологи тех лет везде трубили о том, что мол в СССР дети какие-то "особенно свободные", мол только в советской системе это стало возможным и т.д.

На самом деле детство советского ребенка было полно настоящего
принудительного труда в полном смысле этого слова. Начиная с детского садика детям назвязывались "дежурства" — дети были ОБЯЗАНЫ по очереди делать какую-то казарменную работу, например по уборке помещения, мытью окон, прополке грядок на пришкольном участке и т.д. "Отказников" подвергали всяческому остракизму как со стороны власти (педагогов, воспитателей), так и внутри коллектива.

Больше того, считалось "нормой" сослать детей "на картошку", а в Средней Азии — "на хлопок", где с помощью принудительного детского труда достигались показатели "колхозов-миллионеров". Знаете, что такое уборка хлопка? Это не приятные прогулки луноликой Айгюль по залитым солнцем полям — это тяжелейшая работа по перетаскиванию 20-киллограммовых мешков и ручной сбор обрызганных дефолиантами и десикантами растений. С этих работ дети часто возвращались больными. Денег за это не платили, эта работа считалась "пионерским долгом". Подробности об этом ужасе можете почитать
вот в этом посте.

В общем, никакой "свободы детей" в СССР не было — была самая настоящая эксплуатация.



5. Миф про «особую безопасность советского детства».

Отдельный и очень популярный миф якобы про "особую безопасность" советского детства — якобы, в то время "даже двери
не запирали на замок, все люди были братья!". Да, а ещё все жили до 150 лет и просыпались по ночам от счастливого смеха.

Всем верующим в этот миф рекомендую ознакомиться с советской статистикой по грабежам и бандитизму — показатели были весьма высокими даже по официальным данным. Кроме того, в те годы было немало серийных маньяков и убийц —
вроде Чикатило или менее известного московского маньяка по имени Мосгаз — да, эти страшные чудища в человеческом обличьи были рождены именно в СССР и орудовали при советской системе. К педофилии в те годы было тоже намного более терпимое отношение — эти преступления попросту нигде не фиксировались и не попадали в сводки. Случаи изнасилования детей также были весьма нередки — часто это случалось на той самой "картошке", куда девочек отправляли из школы.

В этом пункте хочется затронуть ещё один вопрос — собственно, безопасность среды для ребенка. Из-за
скученного и тесного жилья дети немалую часть времени проводили на улице. Я вырос в девяностые, когда оставались популярными еще многие "советские развлечения" из 1970-80-х годов, вроде бросания в костёр баллонов из-под дихлофоса, пугачей из болтов, карбида, ракет из селитры а также прогулок по крышам и стройкам.

Надо быть полным идиотом, чтобы утверждать, что нынешние дети, проводящие больше времени за компьютером и цивилизованным активным отдыхом, вроде велопрогулок или покатушек на скейтах, чем-то "обделены" в сравнении с советскими. Нынешнее детство намного интереснее и безопаснее, чем детство в СССР.



Послесловие.

Вместо эпилога хочется сказать — советское детство в целом было весьма убогим и серым, и это надо признать. Его можно вспоминать как часть своей биографии, но не надо желать повторения всего этого для современных детей — им хорошо и без всего этого.
Советских детей с раннего детства старались сделать взрослыми и поскорее выпихнуть кирзовыми сапогами в "прекрасное далёко", но когда это прекрасное далёко наступило — то оказалось, что жить в нём не так-то и весело. И ещё оказалось, что в этом будущем не существует никаких взрослых — есть только люди, которые носят в себе внутреннего ребёнка, и у многих этот ребёнок уже давно мёртвый...
Tags: СССР, быдлорабы, гомо советикус, дети_детство, пионеры, развенчание мифов, совок, третий мир, школы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments