
Согласно проекту, который опубликован на сайте и до 30 сентября поступит на утверждение в нелегитимную Госдуму, в предстоящие три года правительство намерено сократить налоговую нагрузку для нефтегазовых компаний друзей Путина и резко увеличить сборы со всех секторов экономики.
Новые поступления, согласно бюджету, целиком и полностью лягут на плечи несырьевого сектора экономики. Сборы нефтегазовых налогов в следующем году планируется сократить почти на 5%, или 373,2 млрд рублей (до 7,472 трлн рублей).
В бюджете-2022 денег от продажи углеводородов будет меньше, чем в бюджете-2019 (на 115 млрд рублей).
В пересчете на размер экономики налоговое бремя для нефтегазовой отрасли упадет почти на 17% - с 7,2% до 6% ВВП.
Причина - в масштабных льготах, которых добились олигархи, а также в ожидаемом снижении цен на нефть и газ, объясняет Минфин. В проект заложили баррель по 55-57 долларов и почти 20-процентный обвал стоимости российского газа в Европе (с 226 до 179 долларов за тысячу кубов).
Выпадающие доходы правительство планирует компенсировать сборами ненефтегазовых налогов: за три года бюджет должен собрать дополнительно 2,22 триллиона рублей с бизнеса и населения, которое косвенно оплачивает пошлины, акцизы и НДС, включенные в ценники на все продаваемые товары и услуги.
В пересчете на ВВП налоговая нагрузка на несырьевой бизнес в следующем году будет даже больше, чем в 2019-м, когда повышение НДС отправило экономику в ступор и практически остановило ее рост (0,7% за полгода). В 2020-м Минфин намерен изъять в виде НДС, акцизов, налога на прибыль и пошлин 11,4% ВВП против 11,2%.
Реального облегчения для бизнеса не будет. Речь идет лишь о перераспределении денежных потоков, признает Минфин РФ.
Почти половину дополнительных сборов - 989 млрд рублей из 2,2 трлн - Минфин намерен собрать в виде налогов на внутреннее производство (внутренний НДС, акцизы и налог на прибыль).
На 46,5 млрд рублей за три года планируется увеличить поступления акцизов на импорт, на 131,3 млрд - ввозных пошлин.
Назвать такой бюджет стимулирующим язык не поворачивается, возражает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин: расходы-2020 растут на 1,2% ВВП, а сборы с ненефтегазового сектора - на 1,4% ВВП за счет повышения НДС и повышения собираемости.
«В целом, проект бюджета по-прежнему нацелен на сохранение макростабильности, - говорит Долгин. - Некоторое стимулирование роста ВВП возможно в случае прямого смягчения бюджетного правила или инвестирования ФНБ сверх 7% ВВП, однако деталей на этот счет не появлялось», передает Финанс.
