Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

Скаленвстающие дальнобойщики из-за "Платона" избавляются от машин


Февраль 2016 года, протестная акция расеянских дальнобойщиков

Своей покорностью властям рабсияне кардинально отличаются от украинцев. Погалдели, побузили - на той сраке и сели. Сложили копыта вдоль швов растянутых тренников, закусили удила и стали избавляться от орудий своего труда и удочек для хлеба насущного. В этом вся суть мокшанских рабов и терпил.

Российские дальнобойщики из небольших компаний избавляются от машин, утверждая, что “Платон”, система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн, убивает их бизнес. “Платон” действует с ноября 2015 года. Ещё тогда перевозчики предупреждали, что “Платон” – это уже третий возложенный на них налог, и он станет «последним бревном, которое переломит хребет отрасли» грузоперевозок. Теперь они в этом убедились на практике.

– Фактически все, о чем тогда говорили, сбылось, – говорит Вадим Яцук, председатель Ленинградского областного отделения “Объединения перевозчиков России” (ОПР). – Я свой первый грузовик купил в 1994 году, и с того момента у меня всегда была одна машина, на которой я сам работал. Плавно развивал свой бизнес с ГАЗ-66 до тяжелых тягачей. И вот теперь машина стоит разобранная до лучших времен. Мне выгоднее сейчас шабашить – класть кафель, чем перевозить грузы. И именно “Платон” стал последней каплей.

Вадим Яцук
Вадим Яцук

Дальнобойщики трижды платят за право ездить по дорогам: сначала транспортный налог (около 40 тысяч рублей в год, вне зависимости от того, ездишь ты на машине или нет). Затем акциз, заложенный в цену дизельного топлива: 8 рублей за литр, и, наконец, “Платон”. Всего за время существования «Платона» с грузовиков в дорожный фонд было собрано 73,7 млрд рублей.

– Когда вводили акциз, то обещали, что отменят транспортный налог, – поясняет Яцук. – Звучало логично: мол, теперь будешь платить, только когда заправляешься, а значит, ездишь. А если машина стоит полгода-год, то платить не надо. Потому что и транспортный налог, и акциз – это именно плата за амортизацию дорог, за то, что мы по ним ездим, и их надо ремонтировать. Но в итоге транспортный налог не отменили! Так мы стали платить уже два раза налог за одно и то же – за право ездить по дорогам общего пользования. Но бездонному карману мало: ввели “Платон”. Это третий сбор на то же самое, на разбитые дороги, сейчас он два рубля за километр.

Март 2017, Иркутская область, забастовка дальнобойщиков
Март 2017, Иркутская область, забастовка дальнобойщиков

– Я индивидуальный предприниматель, занимаюсь перевозками с 2006 года, у меня было пять машин, сейчас осталось три, – говорит Алексей Меньшиков, председатель “ОПР” Мурманска. – Две продал, потому что не особо хорошо дела в перевозках обстоят у нас в Мурманском регионе. Оплата наших услуг заказчиками осталась на уровне 2006–2008 годов. При этом инфляция каждый год растёт: топливо, запчасти. Да ещё добавили акциз, а потом “Платон”.

Дальнобойщик из Карелии Виталий Попов первый кооператив “Экспресс” зарегистрировал в 1989 году:

Как ни крутишься, денег не хватает, пришлось кредиты брать

– Я всю свою сознательную жизнь занимаюсь перевозками. В 2016 году у меня было семь машин, сейчас три, а скоро останется одна. До 2012–13 года было нормально, затем начались проблемы: как ни крутишься, денег не хватает, пришлось кредиты брать. А потом захотели ввести “Платон”.

Я поначалу был готов платить, хотя и непонятно, из каких средств. Но тут ребята стали перекрывать Лесной проспект в Петрозаводске. Я пошёл, пообщался и тогда потихоньку начал задумываться. Потому что мне не только не создают условия для развития бизнеса, но наоборот, всячески пытаются меня придушить. Пока могу платить – должен платить, а когда сдохну – должен быть похоронен за свой счет.

Ежедневная борьба с переменным успехом

Система “Платон” работает так: в любом крупном городе РФ есть офис, куда дальнобойщик обязан прийти, открыть счет и взять коробочки-транспондеры. Эти коробочки устанавливаются в машины, которые фиксируют проезд через рамки “Платона” на федеральных дорогах. За каждый такой проезд снимается плата со счёта. Если коробочки в машине нет или она выключена, то система это фиксирует и отправляет нарушителю штраф.

Даже машины госпредприятий ездят по федеральным трассам с выключенными приборами

– Я в свою машину коробку “Платона” не ставил, – говорит Вадим Яцук из Ленобласти. – Но и те, кто ставит, пытаются как-то её обойти. Про таких дураков, чтобы честно платили “Платону” и работали, я не слышал. Все пытаются как-то обходить, потому что иначе разоришься: кто номера тряпками закрывает перед воротцами, кто просто выключает прибор; есть безумные эпизоды проезда рамок по встречке. Даже машины государственных унитарных предприятий, как я знаю, ездят по федеральным трассам с выключенными приборами. Потому что в цену госконтрактов “Платон” не входит. При этом, как устроена система “Платон”, никто толком не знает, можно только догадываться. И это понятно: если бы точно знали все механизмы, сразу бы стали искать возможность, как избежать. Первые годы “Платон” работал, кто-то ему, наверное, платил, но штрафы система никому не отправляла. А в прошлом году, как раз после чемпионата мира по футболу – стали приходить штрафные квитанции. Причём опять же система непонятна: иногда проедешь под рамкой – штраф приходит, а иногда – нет. От чего зависит, никто не знает. Штрафы эти мало кто платит: они копятся, и пока что никто через суд или приставов оплату по ним истребовать не пытается. Но все понимают, что это до поры до времени.

Апрель 2016, протест дальнобойщиков в Москве
Апрель 2016, протест дальнобойщиков в Москве

У Алексея Меньшикова из Мурманска штрафов скопилось уже на 70 тысяч рублей:

– Коробочки я в свои машины не устанавливал, принципиально, так как “Платон” – это необоснованный побор. Мы примерно знаем, где находятся рамки, пытаемся номера закрывать. Штрафы не оплачиваю и не собираюсь: ожидаю, что всё-таки свершится какое-то событие по смене руководства страны, политики страны по отношению к бизнесу, и “Платон” будет отменён. Но в целом, даже если бы я платил штрафы, это было бы выгоднее, чем ставить коробочку: дорога Мурманск – Петербург, если платить “Платону”, обойдётся в 4,5 тыс. руб. А штраф – 5 тысяч, и он ещё не каждый раз приходит. Получается, выгоднее штрафы, – полагает Меньшиков. – Надо честно признать, что, если бы я полностью платил по “Платону”, я бы, скорее всего, не разорился. Всё-таки у нас северная специфика, тарифы на оплату перевозок побольше, чем в центральной России. Сидел бы на минимальном доходе, на грани выживания, с постоянным риском, что если что-то случится, то денег не хватит. Крупные компании у нас ездят с “Платоном”, индивидуалы вынуждены рисковать и не ездить, хотя и отвечают в случае взыскания всем своим имуществом.

Виталий Попов, председатель “ОПР” Карелии, не ставил коробки в свои машины.

– Бумажки, которые приходят и на которых написано “постановление”, штрафами я не называю: признать меня виновным и наложить штраф может только суд, – заявляет он. – Я пытался оспорить одну из таких бумажек в суде, но безуспешно. У нас в регионе компаний, которые могли бы добросовестно платить “Платон” и при этом работать с прибылью, я не знаю. Но многие владельцы машин перекладывают штрафы на водителей. Вот как это делается: сейчас мелкие и средние предприятия, у которых было до 20 машин, от них избавляются. Ставят в машину коробку “Платон” и отдают под «отбой» водителю, чтобы сам работал. Если приходит штраф на машину, они его оплачивают, а потом требуют с водителя его возместить.

Дальнобойщики
Дальнобойщики

Чем плох большой бизнес

Крупным сетевым компаниям, по общему мнению, приходится легче, чем средним и тем более индивидуальным предприятиям.

В Ростове зерновозы возят уже по 60 тонн вместо заявленных 20, иначе денег не хватает на содержание машины и семьи

– Крупный бизнес выживает за счёт нарушений, – считает Вадим Яцук из Ленобласти. – Во-первых, Трудового кодекса: водители там на положении рабов. Их вынуждают работать по 16 часов в сутки за 40–50 тысяч рублей в месяц, при этом без оформления по ТК РФ. И, конечно, перегрузы: те же самосвалы ездят с 40–50 тоннами на борту при разрешённых 20. При этом их никогда не тормозят! У их владельцев договорённости, всё проплачено заранее. Зато на мелких и средних перевозчиках отыгрываются: под лупой ищут нарушения. Поэтому мы работаем строго по закону. Я знаю, что в Ростове зерновозы возят уже по 60 тонн вместо заявленных 20: перегружают втрое, потому что иначе денег не хватает на содержание машины и семьи. А вот от таких перегрузов дороги как раз и разрушаются!

Как рассказывает Алексей Меньшиков из Мурманска, в северных крупных компаниях также практикуется выжимать максимум из сотрудников:

– Их водители работают по 12–14 часов, спят в кабинах, поесть в кафе себе могут позволить раз в неделю. Но при этом многие довольны своим положением: зарплаты всё-таки выше, чем у медиков с учителями. При этом мы, некрупные перевозчики, себе такого не позволяем: мы стараемся быть более лояльны к сотрудникам, и зарплату сделать побольше, и исходить из восьмичасового рабочего дня. Насчёт перегрузов у крупных компаний: бери весы и проверяй самосвалы с сыпучими материалами – каждый первый будет с перегрузом. Хоть мы и коллеги, но у меня к ним отношение, как к вредителям. Так что объективно сейчас мы, индивидуальные предприниматели – на высоте с точки зрения соблюдения закона. Но нас выдавливают.

Виталий Попов из Петрозаводска вообще не уверен, что крупные компании платят акциз и “Платон”:

– Я общаюсь с водителями таких компаний, они говорят, что заправляются от 18 до 26 рублей за литр, их компании выдают им специальные скидочные карты. А я плачу по 47 рублей! То есть как минимум у них из топлива вынимаются акцизы. Каким образом это делается? Кто с кем договорился? И то же самое с «Платоном»: я не уверен, что один олигарх, Сергей Матвиенко, так просто согласится платить другому, Ротенбергу. Так что, подозреваю, что их машины фотографируют на рамках, фиксируют нарушения, но эти фотографии отфильтровываются, и штрафы просто не отправляют. Так же как камеры “не видят” машины судей, которые ездят по выделенным полосам или превышают скорость.

“Платон” – лишь вершина айсберга

Вадим Яцук уверен, что всё происходящее – не случайное стечение обстоятельств, а намеренное разрушение малого бизнеса:

Водители абсолютно бесправны, еле сводят концы с концами, хотя работают на износ

– Нас выдавливают так же, как уже выдавили мелких перевозчиков из пассажирского транспорта и из такси. Там остались только крупные игроки, и водители у них абсолютно бесправны, еле сводят концы с концами, хотя работают на износ. И на “Платоне” процесс уничтожения малого бизнеса не остановился. Например, сейчас крупные клиенты требуют НДС, а у меня упрощёнка в ИП: индивидуалу невыгодно держать бухгалтера ради одной-трех машин. А раз так, мы оказались заложниками “прокладок”: больших компаний, которые берут контракты, а потом нанимают нас на субподряд. Но эти контракты уже заключены, а значит, я лишен возможности переговоров с клиентом: либо бери подряд, либо нет. Даже если для выполнения условий контракта требуется работать с нарушениями. А отсюда вытекает ещё один важный момент: ответственность за перегрузы, за превышение рабочего времени водителем ложится по закону только на владельца грузовика. И никогда – на того, кто заказывает незаконную перевозку. А ведь это государство в госконтрактах прописывает нерентабельные цены – такие, по которым невозможно возить, соблюдая закон!

Вадим Яцук на акции протеста в 2015 году
Вадим Яцук на акции протеста в 2015 году

Вадим Яцук предлагает обратить внимание и на медицинский контроль над водителями:

Приходится ехать, рискуя нарваться на гигантский штраф

– Я теперь каждый день должен, прежде чем сесть за руль, добраться до сертифицированной поликлиники и получить разрешение работать на транспорте. Понятно, что для индивидуала это заведомо невыполнимое условие. Приходится ехать, рискуя нарваться на гигантский штраф.

Слова Вадима Яцука подтверждает Виталий Попов:

– Существует множество серых схем по выкачиванию денег из мелких перевозчиков. Несколько таких в Карелии я вскрыл. Например, меня тормознули на посту, нашли якобы нарушение и оттащили на эвакуаторе на штрафстоянку. Я предоставил документы. Снял все претензии, тогда мне говорят: оплачивайте эвакуатор. Я отвечаю: выставьте счёт. И мне дают договор. То есть выглядит всё так, будто я сломался или напился и вызывал эвакуатор по собственной воле! Понятно, что большинство платит не глядя, а эвакуатор и стоянка принадлежат начальнику ГИБДД или кому-то ещё из чиновников. Я говорю: так не пойдёт, предоставьте мне документ, на основании которого инспектор ДПС вызвал эвакуатор. И почему именно этот эвакуатор, копия договора с ГИБДД есть у него? Они: тогда транспортное средство не отдадим. Я не спорю, а вызываю дежурного по управлению Ространснадзора. Узнав, что дежурный едет, мне предлагают забрать машину и уезжать без оплаты. Думали, я схвачу и убегу. Но я дождался дежурного и написал заявление. Результатов пока не знаю. Или вот ещё вариант: у стационарного поста ГИБДД есть пункт весового контроля. Задуман он был для самопроверки: заехал, взвесился, проверил, правильно ли ты загружен. Если окажется, что груз расположен неправильно, с помощью местных грузчиков устранил нарушение, получил от них квиточек на оплату и переслал его грузоотправителю, который плохо тебя загрузил. А теперь сделали как? Прямо у весов стоит инспектор Ространснадзора. И если у тебя нарушение в загрузке – сразу выписывает штраф. Выжить в этой системе могут только те, кто пристроился к корыту. Малый бизнес из перевозок скоро выдавят окончательно.

Сибирь.Реалии
Tags: "Платон", Эрефия, акции протеста, быдлорабы, дальнобойщики, налоги, поборы, путинизм, рабсияне, скаленвстающие, штрафы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments