Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

Что изменилось в Украине после Революции Достоинства (Часть 1)

Епоха «бідності, жадібності і зубожіння»
#ничегониделаеца #УкраїнаЗмінюється



серия постов Peter Klinch о том, что изменилось.
практически полная копипаста шести частей, вроде будет еще.

~ часть 01 ~

Решил исследовать, что изменилось в стране после изгнания Януковича. Все–таки пять лет прошло и это новый период демократической Украины. Скажу сразу — изменений много и ни в какой один–два поста это все не поместится. Буду писать и публиковать. Если не фиксировать что происходило, все это позабудется. Так же, как забылось, что было в поле зрения год–два–три назад. А если, взять, например, период Ющенко, так и вообще мало кто что вспомнит. Удивлен, что наши СМИ вообще не стараются никак анализировать последние пять лет жизни Украины. Все застыли на предвыборных технологиях и избитых темах, и выйти за пределы этого узкого фокуса не могут или не хотят. Впрочем, давно известно, что Журналистика и Ж в нашей стране однокоренные слова, так что маємо те шо маємо.

Писать буду небольшими постами, так как ясно–понятно, что простыню информации никто не читает).

Еще хочу сказать, что изменения есть разные. Одни сразу видны и повлияли на нашу жизнь, другие трудно разглядеть, эффекта нет или он проявится спустя годы. Одни касаются сложных институциональных вещей, другие просты и понятны. Конечно, есть и изменения, сделанные через Ж. По–всякому. Но по крайней мере работа идет и она постепенно преобразовывает страну из постсоветской в европейскую. А вот эти мечты, что давай щас за год все переделаем, ну не знаю, я детский сад давно окончил и в такие рассказы не верю.

В общем, Украина меняется, замечаем мы это или нет. Но, конечно, думайте сами. Я хотя бы для себя, для истории зафиксирую, что изменилось. И если вы думаете, что это ценная информация, то пожалуйста, репост. Больше думающих людей в стране — лучше для всех.

Начну с главного НЕ изменения.

УКРАИНА НЕ СКАТИЛАСЬ В АВТОРИТАРИЗМ И ОСТАЛАСЬ ДЕМОКРАТИЕЙ. Проведены демократические выборы президента, парламента, местные выборы. Все, как в этих Европах. Мы выбрали курс на свободу и человеческое развитие, а не модель Кремля "царь–подданные". Свобода обычно людьми не ценится и принимается как данность, но как только ее отнимают — это сразу резко ощущается. Так что это надо ценить изо всех сил. Потому что, как оно бывает, забываешь о главном, а потом — раз! и диктатор нарисовался, и силовой блок уже давит, и зачистки. Свободу надо ценить, иначе может наступить момент, когда будет поздно.

КУРС ВЛАСТИ НА ОТКРЫТОСТЬ
— Украина в 2018 году заняла 17–е место в рейтинге развития открытых данных Open Data Barometer среди государств. Открываются реестры, снимаются запреты на информацию.

— Власти перестроили собственные сайты и они теперь современные и более понятные. Стало легче найти нужную информацию и она открыта. Также созданы новые сайты, направленные на помощь жителям, например, портал госуслуг: igov.org.ua.

— Чиновники в целом стали более открытыми, чем во времена Януковича–Азарова. Можно, например, достучаться до министра в Facebook. Раньше такой прямой связи “обычный гражданин — глава центрального органа исполнительной власти” не было или было экзотикой. Сейчас же часто есть реакции властей на злободневные посты украинцев. Боятся наверно :)

БЮДЖЕТНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
 — Одна из ключевых реформ, о которой все как–то быстро забыли. Хотя именно в ней переформатирование отношений “столица — регионы” в европейский формат. То, за что стоял Майдан. Раньше при Януковиче сделали так, что деньги из регионов шли в Киев и уже потом распределялись обратно. Естественно, так как Янукович и Азаров были авторитарными, то выделение денег ставили в прямую зависимость от лояльности к себе. “Своим” регионам направляли больше всего финансирования, а остальным — самый минимум, ни о каком развитии речь не шла. Мэры городов ездили на поклон к царькам выпрашивать у них деньги.

После Революции достоинства эту систему отношений кардинально изменили. В декабре 2014 года принят закон о реформе межбюджетных отношений. Много налогов теперь остается на местах и власти городов и сел сами решают куда их направить. В 2015 году, например, профицит местных бюджетов вырос более чем в 2 раза. [[ подробнее: https://voxukraine.org/uk/budget–decentralization–ua ]] Теперь в регионах больше денег и ответственность за их расходование несут местным власти и сами жители (!), которые выбирают себе эту власть. Раньше можно было избрать идеальных управленцев, но Киев мог не дать денег и все. Сейчас же много денег сразу остается в местных бюджетах.



~ часть 02 ~

СОЗДАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАД
 — Еще одним важным изменением является реформа местного самоуправления и территориальной организации власти. Она также направлена на децентрализацию — чтобы жители получили возможность сами управлять развитием своих населенных пунктов, а не ездить за решением самых мелочных вопросов в областные центры и столицу за согласованиями. Небольшие села могут по желанию объединяться и создавать территориальные громады. Как бонус — они получают дополнительные деньги на развитие. В таких громадах улучшаются условия жизни, они становятся интереснее для бизнеса и могут легче привлечь инвестиции в новые рабочие места.

В 2015 году было создано 159 объединенных территориальных громад (ОТГ), в которые вошли почти 800 населенных пунктов. С 2016 года такие громады перешли на прямые бюджетные расчеты с Госказначейством. В 2016 году количество ОТГ увеличилось более чем в два раза и собственные доходы ОТГ выросли в 3 раза по сравнению с 2015 годом — с 1 до 3,3 млрд гривен. В пересчете на одного жителя собственные доходы увеличились с 700 гривен до 2,3 тыс. гривен. Государство выделило на инфраструктурные объекты ОТГ более миллиарда гривен в 2016 году, 95% которых пошли на ремонт и строительство школ, дорог, детских садиков, медучреждений, уличное освещение, закупку коммунальной техники и т.п. По состоянию на конец мая 2017 года в Украине было создано уже более 400 ОТГ, куда вошли свыше 5 тыс. населенных пунктов.
[[ подробнее в отчете Национального института стратегических исследований — http://www.niss.gov.ua/…/art…/files/terutor_gromad–86ead.pdf ]]

ИНСТРУМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ. БЮДЖЕТ УЧАСТИЯ
— В Украине начала активно развиваться форма отношений с властью, когда любой житель может сделать общественный проект и предложить депутатам выделить на него финансирование. Это называется Бюджет участия. Самые популярные идеи (за них проводится голосование в интернете) получают деньги. Можно, например, подать проект об улучшении освещения на улице, создании детской площадки, инициировать образовательный проект и выиграть финансирование. То есть созданы условия, чтобы граждане активнее участвовали в развитии своих населенных пунктов. Многое, конечно, зависит от депутатов, которые стараются продвигать “свои” проекты. Но это также и ответственность самих жителей — нужно сто раз думать, кого выбирать в местные советы. По данным на конец 2017 года Бюджет участия есть примерно в 90 городах с общим объемом финансирования около 700 млн гривен. Как правило проекты делят на маленькие (200–250 тыс. гривен) и большие (до 1 млн гривен).
[[ подробнее о Бюджете участия можно почитать здесь — https://gb.kyivcity.gov.ua/about, здесь — https://www.prostir.ua/…, и здесь https://blog.liga.net/user/aemelyanova/article/28807 ]]

 — Кроме того, начал работать инструмент петиций. Регистрируешь на сайте обращение и предлагаешь людям голосовать. Если петиция оказалась популярной, местные советы обязаны ее рассмотреть.

ПОИМЕННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ДЕПУТАТОВ В МЕСТНЫХ РАДАХ
— Еще одной важной позабытой реформой стало внедрение поименного голосования в местных радах. Раньше любой депутат мог сказать, что он голосовал против скандального решения (хотя на самом деле нет), а проверить этого не было возможности. В 2015 году был принят закон, обязывающий фиксировать персональное голосование депутатов во всех местных радах Украины. Теперь любой житель может посмотреть, как работает депутат не на словах, а конкретно — какие решения принимает.
[[ подробнее — https://www.facebook.com/taras.shamayda/posts/10213129147719717 ]]

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ
 — Не знаю как вы, но я определенно вижу изменения в окружающем нас пространстве. Ремонт уличной инфраструктуры, появление новых мелких бизнесов (кафе, бары, барбершопы, химчистки и т.д.). На самом деле идет всплеск предпринимательской инициативы, особенно среди молодежи. И что очень радует в этом — меняется дизайн этих общественных пространств. Раньше львиная доля вывесок не отходила далеко от формата “совок–стайл”. Сейчас же владельцы стараются сделать свои заведения модными и уникальными.

Те, кто бывают за границей, знают, что одно из первых впечатлений, сразу бросающееся в глаза на улицах, — другой стиль оформления, нет засилья дешевого кричащего пластика и однотипных решений. Также лично я за границей замечаю большое разнообразие материалов, используемых для уличной инфраструктуры. На тротуаре может быть использовано сразу 5 видов плитки, брусчатки, которые ненавязчиво визуально делают зонирование улицы, отделяют пешеходные участки от велосипедных. Другие типы ограждений, вазонов для растений и т.п. У нас пока что обычно не идут дальше одного вида плитки / асфальта на тротуаре, простой разметки для велодорожки. Но Украина определенно движется к этому и улицы осовремениваются.

~ часть 03 ~

ГАЗОВАЯ СФЕРА



 — Украина перестала импортировать газ из России, чем укрепила свою национальную безопасность.

— Украина решилась на судебную тяжбу с “Газпромом” и “Нафтогаз” одержал две победы в Стокгольмском арбитраже. Если бы суд был проигран, Украина могла бы потерять 94,7 млрд долларов или 177 тыс. гривен в пересчете на каждую украинскую семью. Теперь "Газпром" должен "Нафтогазу" 4,6 млрд долларов компенсации по транзитному контракту. Украина уже получила газ на 2,1 млрд долларов. “Нафтогаз” запустил процедуры ареста зарубежных активов российской компании. По сути Украине удалось выйти из–под газовой кабалы России по контракту 2009 года.
[[ подробнее: https://www.facebook.com/NaftogazUA/posts/2162203413859432, https://www.facebook.com/karl.volokh/posts/1944112505716984 ]]

— “Укргаздобыча”, принадлежащая государству, сильно увеличила добычу газа. Чем больше у Украины собственного газа, тем меньше нужно ввозить из–за границы. В октябре 2018 года “Укргаздобыча” побила девятилетний рекорд — добыла за сутки 43 млн кубометров.

— Впервые со времен СССР "Укргаздобыча" ввела в эксплуатацию сверхмощную скважину с суточным дебитом более 1 млн кубометров газа.

— В целом в 2017 году группа "Нафтогаз" увеличила добычу газа до 24–летнего максимума — добыто более 17 млрд кубометров.

— “Нафтогаз” стал прибыльным, хотя раньше был присоской к бюджету, забирая оттуда деньги. Теперь компании группы перечисляют большие налоги. Например, в 2017 году “Нафтогаз” заплатил 110 млрд гривен в госбюджет, сформировав 14% его поступлений или 4% ВВП. А с 2015 года по конец лета 2018 группа перечислила в бюджет 300 млрд гривен.

— Трейдеры теперь могут хранить газ в украинских подземных хранилищах без растаможки. Это дает возможность “Нафтогазу” больше зарабатывать на услугах. В случае, если это иностранные трейдеры, то это еще и увеличивает приток валюты в страну.

— Начата большая модернизация газотранспортной системы Украины.

— "Укргаздобыча" модернизировала Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ, Харьковская область). Во времена Януковича на ремонт хотели потратить 100–120 млн евро, однако оказалось, что это сильно раздутая цифра — "Укргаздобыче" хватило на ремонт всего 4 млн евро. Сначала завод был модернизирован до уровня Евро–4, а сейчас производит бензин и дизтопливо Евро–5.

— Использование газа населением с 2014 года (по сентябрь 2018) уменьшилось на 30%. Это произошло из–за подорожания тарифов, но в результате украинцы стали меньше транжирить газ, что только увеличивает энергетическую безопасность страны.

— В 2017 году Украина получила за транзит на 700 млн долларов больше, чем заплатила за импортированный газ. Баланс внешних расчетов изменен с отрицательного на положительный, т.е. вместо оттока денег — приток.

— Демонополизирован оптовый рынок газа (поставки промышленным предприятиям). Раньше на этом рынке в том числе зарабатывал "Газпром" через компанию “Газпром Сбыт Украина”, которая занимала около 15% украинского рынка продажи газа промышленным потребителям.

— На рынок поставки газа для промышленности вышли 500 поставщиков — все это конкуренция, а значит снижение цен.

— АМКУ оштрафовал "Газпром" на 6,5 млрд долларов за злоупотребления на рынке транзита газа украинскими трубопроводами. В результате 29 мая 2017 года арестованы 100% уставного капитала "Газпром сбыт Украина". Таким образом, "Газпром" не может манипулировать ценой газа, продавая заводам дешевле или дороже газ в зависимости от пророссийской направленности их владельцев.

— В пользу украинского госбюджета взыскано 80,8 млн гривен дивидендов, которые должен был получить "Газпром" от деятельности компании "Газтранзит". Также наложен арест на акции "Газпрома" в этой компании номинальной стоимостью 33,3 млн гривен.

— В 2015 году Украина приняла Кодекс газотранспортной системы.

— Украина с 28 февраля этого года перешла с месячного на суточную балансировку газа (сколько в систему газа зашло, столько должно оттуда выйти). Как сообщают в Нацкомиссии энергетики и комуслуг, это упрощает рынок и уменьшает финансовую нагрузку на потребителей — уменьшается плата за возможные несбалансировки в системе. Раньше фингарантия была предусмотрена в размере 20% месячного объема потребленного газа. По данным Нацкомиссии, вся Европа работает на суточной балансировке.

— Верховная Рада в конце 2017 года снизила ставки ренты на добычу природного газа из новых месторождений в Украине. Это повышает интерес инвесторов к разработке новых скважин, что даст стране больше собственного газа и в будущем можно будет обходиться вообще без импортного газа. Реформа даст плоды, если облсоветы будут выдавать лицензии настоящим компаниям, а не неизвестным прокладкам для перепродажи.

— Украина провела дерегуляцию сферы недропользования. В марте 2018 года принят закон, упростивший процедуру предоставления земучастков для разведочных работ, объекты нефтегазодобычи выведены из–под сферы градостроительной деятельности, отменено требование регистрации новых скважин, которая могла длиться больше года. Инвесторы теперь сами могут распоряжаться своей геологической информацией и не надо бегать по кабинетам. Отменена монополия Госкомиссии по полезным ископаемым на геолого–экономический анализ запасов нефти и газа. В будущем Украина сможет внедрить признанную в мире систему оценки запасов углеводородов SPE–PRMS.

— "Укргаздобыча" ввела около 100 новых скважин, провела 300 операций гидроразрыва пластов, сотни капремонтов скважин, резко нарастила добычу газового конденсата. В Западной Украине частные компании вновь взялись за бурение, хотя раньше думали, что газа не будет. "Укргаздобыча" по сути своей деятельностью перезапустила этот рынок. Уже образовался дефицит на рынке инженеров — появился высокий спрос на студентов профильных вузов. Частные и госкомпании открыли новые лаборатории в Полтаве и Ивано–Франковске. Две иностранные компании подарили университетам классы и компьютерный софт на сотни миллионов гривен.
[[ подробнее: https://www.2000.ua/…/…/ukrgazdobycha–ukradennaja–pobeda.htm ]]

— Начата продажа нефтегазовых участков на онлайн–аукционах. В ходе первых таких конкурсных закупок цена лотов выросла в разы по сравнению с первоначальной стоимостью. Развитие таких аукционов даст больше денег в бюджет.

~ часть 04 ~

РЕФОРМЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ



— Введение автоматического возмещения НДС, раньше это была мегакоррупционная область и проблема №1 для бизнеса.

— Реформа в сфере обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Принят новый закон на замену давно устаревшего закона еще от 1991 года.

— Изменения в закон "Об акционерных обществах". Миноритарии получили возможность продать активы по адекватной цене, а у мажоритариев снизился риск шантажа со стороны владельцев мелких пакетов акций.

— Введение европейских разрешительных процедур на строительство. Децентрализация в этой области: например, города получили возможность архитектурно–строительного контроля на своей территории. Местным властям легче останавливать самовольные строительства (при желании, конечно). Отмена определения категории сложности объектов строительства. Разделение объектов на 5 категорий сложности давало компаниям возможности для манипуляций при получении права на строительство.

— Упрощение регистрации бизнеса, в том числе для иностранца.

— Отмена использования печатей на документах, что как упрощает процесс, так и уменьшает возможности для мошенничества.

— Введение инструментов электронной идентификации личности, что дало толчок развитию интернет–сервисов. Онлайн–сдача финансовой отчетности для физлиц–предпринимателей (ФОП).

— Внедрение электронного чека с сентября 2018 года и начало электронизации системы налогообложения, что уменьшает возможности для махинаций.
[[ подробнее — https://biz.nv.ua/…/v–ukraine–zapustili–elektronnyj–chek–24… ]]

— Фриланс. Факт оплаты теперь является договором оказания услуги. Это цивилизованная практика, которая упростила жизнь фрилансерам, которым было сложно получать договоры от иностранцев.

— Изменения в положения о функционировании фондовых бирж.

— Внедрение европейских принципов в вопросе определения и регулирования публичных компаний.

— Принят закон о дерегуляции сахарной отрасли: у компаний теперь нет обязательства поставлять часть продукции на внутренний рынок, отменены минимальные цены.

— Внесены изменения в порядок начисления единого социального взноса.

— Принят закон о реформе системы госсоцстраха и легализации фонда оплаты труда. Увеличены штрафы за махинации с единым социальным взносом. Вместо двух фондов соцстраха создан один, что упростило для бизнеса взаимоотношения с властью в этой области.

— Усовершенствование налогового контроля за трансфертным ценообразованием и приведение его в соответствие с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

— Разрешено формировать экспортные партии зерна разных классов на элеваторах. Это дает экономию на логистике до 15% и украинское зерно становится более конкурентоспособным.

~ часть 05 ~

ДЕРЕГУЛЯЦИЯ, БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ УПРОЩЕНИЯ



— Создание сервисных центров МВД, где стало проще получить услуги. Например, быстро можно восстановить водительские права, получить справку об отсутствии судимости и т.п. Сам сайт уже о многом говорит [[ http://hsc.gov.ua/ ]]

— Создание центров предоставления административных услуг. Теперь легче восстановить паспорт, изменить регистрацию проживания, получить справки и т.п. В одном месте собраны представители разных управлений и отделов. Не нужно бегать по кабинетам. Внедрена электронная очередь.

— Отмена процедуры снятия транспортного средства с учета.

— МВД запустило онлайн–сервис о первичной регистрации авто. Можно проследить смену владельцев и номеров ТС, какие были переоборудования и др.

— Создан онлайн–кабинет водителя [[ https://e–driver.hsc.gov.ua/accounts/login/ ]]

— Перевод отношений с автоперевозчиками в электронную сферу. Создан онлайн–кабинет перевозчика, где можно оформить услуги для грузовых и пассажирских перевозок.

— Водителям разрешили при ДТП составлять европротокол сразу онлайн вместо бумажного бланка.
[[ https://cfts.org.ua/…/voditelyam_razreshili_pri_dtp_sostavl… ]]

— Новый электронный сервис для физлиц–предпринимателей (с 1 марта 2019). Можно, не обращаясь в Госфискальную службу, в своем кабинете сформировать учетную карточку ФОП (она же = заявление о регистрации в госреестре ФОП) или внести в нее изменения и направить в ГФС. Все в электронном виде.
[[ https://www.facebook.com/…/a.82250477445…/2369589906408319/… ]]

— Отмена сотен нормативно–правовых актов о ценовом регулировании, многие утверждались еще в советские времена.

— Упрощение оформления визы D на территории Украины для иностранных граждан.

— Отмена книги жалоб и предложений, это уменьшает для бизнеса бумажную волокиту и дает экономию (надо было правильно “прошивать” страницы и прочие маразмы).

— Принят и вступил в силу закон о "едином окне" на Таможне [[ https://www.ukrinform.ua/…/2551803–zakon–pro–edine–vikno–na… ]]

— Принят закон о рынке электроэнергии — внедряется новая модель розничного рынка.

— Упрощен порядок рассмотрения незначительных споров между юрлицами, внедрено предварительное заседание при рассмотрении таких дел.

— Внедрены цивилизованные правила в сфере органического производства, маркировки и оборота таких продуктов.

— Создан сервис государственной онлайн–регистрации в течение суток юрлиц и физлиц–предпринимателей.

— Можно теперь получать информацию из Госреестра обременений движимого имущества в электронном виде

— На портале regulation.gov.ua сформированы инструкции по открытию 100 наиболее распространенных видов бизнеса.

— Внедрена новая методика планирования проверок (ориентация инспекторов на управление рисками, а не на наказание бизнеса).

— Упрощения по работе с регистраторами расчетных операций (РРО) — не нужно ежедневно вести книги учета операций (отмена "вклеивания чеков"), упрощение порядка техобслуживания и ремонта РРО.

— Отмена оформления санитарных паспортов (ликвидация коррупционной кормушки в ​​сфере монтажа станций сотовой связи).

— Внедрены новые правила доступа провайдеров широкополосного интернета к объектам инфраструктуры (ускорит процесс проникновения в регионы скоростного интернета).

— Упрощена процедура регистрации пчеловодов (их более 250 тыс. человек).

— Начато публичное открытие карт электрических сетей. Утверждены ставки на стандартные подключения к электросетям, что сделает этот процесс прозрачнее и более предсказуемым.

— Упрощен порядок получения разрешений на спецводопользование.

— Запуск портала по градостроительной документации PMAP [[ https://pmap.minregion.gov.ua ]]

— Внедрен новый механизм административного решения регистратора земельного кадастра (в 2016 году Украина 135 тыс. раз отказала в регистрации земельных участков, суды завалены такими делами).

— Запрет нотариусам требовать экспертную денежную оценку земельного участка, если она прямо не предусмотрена законом. Раньше приходилось платить связанным с нотариусам оценщикам за абсолютно ненужную бумажку.

— Отмена долевого участия застройщика на развитие инфраструктуры, что приводило к дополнительному росту цены жилья. Крупные застройщики могли все порешать с местными властями, получить рассрочку и т.п. и при этом больше заработать на дорогой цене (мотивируя платой на инфраструктуру). Мелким же застройщикам приходилось платить. Это искажало рынок. Долевое участие было коррупционной кормушкой для местных чиновников.

~ часть 06 ~

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ



— Передача госзакупок лекарств международным организациям, теперь это конкурсная процедура по цивилизованным международным правилам, а не разыгрывание тендеров между собой местными компаниями. Препараты стали дешевле, что дало возможность расширить их ассортимент и избегать искусственного дефицита (экономия на цене достигла 40%, не растрачены миллиарды гривен из бюджета).

— Минздрав разрешил украинским врачам использовать в своей работе международные клинические протоколы. То есть врачам не нужно следовать устаревшим стандартам — теперь они могут применять самые современные методы диагностики и лечения, такие же, как применяют врачи развитых стран. [[ приказ МОЗ, внутри список сайтов — источников клинических руководств: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0530–17 ]]

— Внедрение с 1 апреля 2017 года правительственной программы реинбурсации (или "Доступные лекарства"). По этой программе пациенты могут получать лекарства бесплатно или с незначительной доплатой.

— Начало реформы лечебных учреждений по принципу “деньги идут за пациентом”, а не “деньги — на койко–место”. Это разрушает коррупционные схемы в больницах и направляет финансовый ресурс на увеличение оплаты труда врачей, а не администраций.

— Создание Национальной службы здоровья, которая финансирует медобслуживание населения по программе медицинских гарантий (в 2017 году принят закон о госфингарантиях медобслуживания населения).

— Реформа системы первичной помощи. Во главу угла поставлен пациент — граждане Украины сами выбирают семейного врача, терапевта или педиатра, с которым подписать декларацию об обслуживании.

— Благодаря реформе существенный рост зарплат врачей, которые теперь могут получать 15–20 тыс. гривен. То есть медучреждениям нужно заключать договоры с Национальной службой здоровья (НСЗУ) и привлекать себе больше пациентов (заключать с ними декларации). НСЗУ финансирует обслуживание пациентов, фонды медучреждений растут и появляется возможность платить врачам больше.

— Создание госпитальных округов — функциональное объединение медучреждений на территории, которое обеспечивает предоставление вторичной (специализированной) медпомощи населению этой территории. По задумке, зона обслуживания таких округов примерно эквивалентна радиусу 60 километров (проезд к больницам интенсивного лечения за максимум один час).

— Внедрение конкурентного ценообразования в сфере закупки медицинских изделий за бюджетные деньги. Отменено ограничение в надбавке к цене на 10%, что должно уменьшить непрозрачные схемы и расширить ассортимент продукции и поставщиков.
[[ https://www.facebook.com/max.nefyodov/posts/2137051456342952 ]]

— Минздрав заключил соглашение с Всемирной организацией семейных врачей (WONCA) о лицензионном использовании системы ІСРС–2 (международная классификация первичной медицинской помощи), которая поможет усовершенствовать и упростить работу семейных врачей (терапевтов, педиатров). В этой системе можно кодировать причину каждого отдельного обращения пациента к врачу, есть классификация не только болезней, но и симптомов. [[ http://moz.gov.ua/icpc–2 ]]

— Запущен процесс ведения электронных медицинских карт пациентов (с 1 марта 2019). Врач будет заносить в профиль пациентов сведения о визитах, которые будут структурированы вокруг эпизодов (заболеваний). В структуру записей будут входить направления и рецепты.

— Украина с 2016 года впервые за свою независимость на 100% обеспечивает потребность в стент–системах для пациентов с острым инфарктом миокарда. Таких случаев ежегодно в стране происходит около 20 тыс.

— Создание Национального перечня основных лекарственных средств в Украине. В него входят лекарства с доказанной эффективностью, которые государство гарантирует пациенту бесплатно и которые разрешены для госзакупок. Таким образом за деньги госбюджета должны покупаться только те препараты, эффективность которых научно доказана. Нацперечень планируется пересматривать один раз в год.

— Запуск портала Национальной электронной системы охраны здоровья eHealth [[ https://portal.ehealth.gov.ua/ ]]

— Запуск портала Helsi, который призван облегчить взаимодействие больниц, врачей и пациентов. На нем же много полезной информации о медицинской реформе [[ https://reform.helsi.me/faq ]]

— С 2016 года каждая больница в Украине обязана публиковать список имеющихся у нее лекарств на доступных для пациентов местах, обновляя эту информацию еженедельно. Раньше больницам было удобно заставлять людей покупать лекарства, уже купленные за бюджетные деньги. Теперь такой навар не получится сделать, так как информация открыта — для этого создан портал "Є ліки".
[[ https://eliky.in.ua/ ]]

— В 2017 году начал работать электронный реестр инсулинозависимых пациентов. Врач выписывает больному сахарным диабетом электронный рецепт на инсулин. Провизор сверяется с реестром и выдает его больному бесплатно или по льготной цене. Раньше в Украине по документам было 220 тыс. инсулинозависимых, а когда заработал реестр, оказалось, что их только 174 тыс. То есть раньше рисовали на бумаге "мертвые души" и тырили с этого деньги.

далі буде...

звідси


Tags: #УкраїнаЗмінюється, #ничегониделаеца, Україна, евростандарты, огляд, перемоги, прогресс, развитие, реформы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments