Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

Хвосты очередей, как символ советской жизни. Часть 1

Только в советское время очередь стала «визитной карточкой» тоталитарного государства СССР.



Вероятно, очереди были всегда. Сколько лет существует человечество, столько существует и очередь. За куском зажаренного мамонта, к роднику на водопое. Кто сильнее — впереди, кто слабее — сзади. Но, только в советское время очередь превратилась в ОЧЕРЕДЬ. И стала символом государства.

Только в советское время очередь превратилась в ОЧЕРЕДЬ. В совершенно особый феномен, со своими неписанными законами, со своей терминологией, представлением о хорошем и дурном…

Поговорим об очереди без злорадства. Ведь это было не просто частью нашей жизни, но и, несомненно, наложило отпечаток на самую суть человека-очередника, стало частью генотипа.

Вероятно, культура советской очереди стала складываться в 30-е годы, когда, с одной стороны, появилось что-то, за чем можно было стоять, но с другой стороны, этого чего-то катастрофически не хватало…



В 1937 году историк и педагог Филевский пишет в дневнике:

«…Магазины роскошно отделаны, очереди за обувью и мануфактурой неописуемы, которые выстаивают не часы, а сутки. В бакалейных магазинах тоже очень трудно покупать, потому что вследствии незначительного количества служащих очереди очень большие и чтобы купить кило пшена надо простоять у касс и продавца по четверть и полчаса, а уже о том, чтобы выбрать продукт и что-нибудь спросить у мечущегося продавца и говорить нечего.

На очередях выработался свой язык. Каждый остановившийся спрашивает: кто последний? Тот отвечает: «я». Присоединившийся говорит: «я за вами», а потом спрашивает: «Что дают?». В слове «дают» звучит ирония. В Ростове говорят: «Что выбрасывают?». Здесь звучит уже злой сарказм. В последнее время протестуют, если кто спрашивает: «Кто последний?», считая этот вопрос оскорбительным, а вводится: «Кто крайний».



Вот ведь как живучи традиции! Эти шаблонные фразы прочно вошли в жизнь советских людей на многие десятилетия)).

Очереди в СССР были долгосрочные (стратегические), среднесрочные (тактические) и краткосрочные (оперативные).

К первому типу можно было отнести очередь на квартиру, машину. В таких очередях люди стояли годами, а иногда и десятилетиями.

Ко второму типу относились очереди на крупную бытовую технику, мебель. В таком случае речь могла идти о нескольких днях, иногда неделях. Каждому очереднику присваивался свой номер, который часто писался на руке ручкой. Составлялся список, и назначалось время переклички. Человек, пропустивший перекличку, считался выбывшим из очереди, и назад уже не принимался.

Обычно в таких очередях люди становились близкими, даже в какой то мере родными. Ощущение скорого счастья, общего для тебя и твоих со-очередников, сближало).

Подобные очереди были спокойны и доброжелательны, но ровно до того момента, как кто то чужой пытался влезть в монолитную, как строй центурионов, очередь.

Нервозность очереди зависела от того, хватит ли на всех того, за чем стоят, или нет. Скажем, очередь в Мавзолей была абсолютно спокойна. В этом, несомненно, проявлялась уверенность советских людей в завтрашнем дне).



Разговоры с соседями по очереди, как правило, определялись предметом вожделения. Так в очереди за модными сапожками говорили о последних веяниях современной моды, от знающих людей можно было узнать о том, что сейчас носят в Париже.

Очередь в поликлинике давала неоценимый багаж знаний о всех недугах и методах борьбы с ними. Здесь же обсуждался щекотливый момент — хватит ли этой врачихе шоколадки «Алёнка», чтобы отнеслась внимательнее).



Очереди делились по гендерному признаку. Они были женскими, мужскими и совместными.

Самыми неприступными были очереди женские. При внешней мягкости влезть «вперёд хвоста» было решительно невозможно, опасно для здоровья.





Мужские очереди, при всей внешней суровости, были не так крепки и основательны. Часто хватало только лишь наглости или небольшого численного перевеса для того, что бы отодвинуть очередников от прилавка, игнорируя традиционное «Вас тут не стояло».



Звёздным часом мужских очередей стало поздне-советское время, когда стараниями Партии и лично М.С. Горбачёва, алкоголь перешёл в разряд дефицита.




Впрочем, и в этих очередях женщины умудрялись вносить элемент хаоса)).




Хороши бывали очереди в больших универмагах. Во-первых, они были красивы, потому что причудливо закручивались по рельефу, часто струясь по лестницам, огибая препятствия. Не многим авангардным художникам в своих инсталляциях удавалось передать их изящество…



Особую прелесть имели очереди своими «хвостами», выползающие из отделов и секций в общий коридор, как в московском ГУМе. Один знакомый командировочный, приезжая в Москву, шёл в ГУМ и занимал очередь в трёх-четырёх, а иногда и более «хвостах», не зная, что дают. И лишь после этого начинал выяснять, за чем очередь.



А ещё очереди бывали «однохвостовые», «двух-хвостовые» и «многохвостовые». Особый интерес представлял алгоритм соития двух «хвостов» в единый «ствол» ближе к прилавку. Несомненно, в этом присутствовал определённый эротизм)).



Вообще, я должен сказать, что при всей порочности этого явления, очереди были очень мощным коммуникативным инструментом. В них люди обменивались информацией, узнавали новости, знакомились, налаживали нужные связи…



Ненавижу стоять в очередях, но вижу в них некую эстетическую красоту, зачаточный элемент гражданского общества. Полюбуемся):







Источник: skif_tag

Всем рабам СССР пришлось стоять в очередях. Часть 2
Tags: СССР, быдлорабы, гомо советикус, дефицит, очереди, совок, терпилы, толпа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments