
Как известно, с началом 30-х годов Украину ожидали страшные времена: раскулачивание, массовая коллективизация, Голодомор и война против селянства. Об этом времени Роберт Конквест в своей книге «Жатва скорби» писал: «Это один из самых значительных и вместе с тем самых ужасных периодов современной мировой истории».
Курс на коллективизацию был провозглашен большевиками еще в 1927 году XV съездом ВКП (б). Однако, на начало 1929 года в Украине было коллективизировано меньше 8,6% крестьян. Поэтому в ноябре того же года на очередном пленуме ЦК ВКП (б) было решено «ускорить темпы коллективизации». Для этого в Украину отправили около шести с половиной тысяч рабочих из «активных большевиков и красноармейцев», преимущественно этнических "русских", которые должны были возглавить колхозы, сельсоветы, МТС, партийные ячейки и исполкомы разных уровней. Московиты были фанатиками коммунистической идеи, а еще люто ненавидели украинское селянство.
Так закончилось относительное спокойствие на селе, что было во времена НЭПа - отовсюду стали поступать сообщения о случаях сопротивления оккупационной власти и нападениях на партийных активистов. Количество зарегистрированных терактов против большевистских активистов выросло в четыре раза. По данным статистики, в 1929 году их было убито около 1,5 тыс.
27 декабря 1929 года на Всесоюзной конференции аграрников-марксистов Сталин объявил о сворачивании политики НЭПа и переходу ко второму коммунистическому штурму, который предусматривал обобществлении частной собственности крестьян и земельных участков и организации жизни в форме коммун. Законодательную базу для такого решения - постановления «О мерах по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» и «О мерах по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством», политбюро ЦК ВКП (б) приняло в начале 1930 .
«Успехи» не заставили себя ждать: по состоянию на конец 1930 года в Украине было раскулачено 70407 хозяйств, 31593 семьи были высланы за пределы Украины - в северные районы СССР и в Сибирь.
Такими же темпами росло и социальное напряжение на селе. В разных частях Украины вспыхивают стихийные или организованные выступления и восстания. Всего в течение 1930-го года ОГПУ зафиксировало более 4 тыс. массовых выступлений, в которых приняло участие около 1,2 млн. человек.
В течение 1931 года раскулачивание набрало еще большего масштаба. Однако фашистско-коммунистической Москве этого было мало, и она продолжала этот процесс: налоговое бремя на индивидуальные хозяйства увеличили в 2-3 раза, крестьянам запретили реализовывать на рынках выращенную продукцию, обязав сдавать ее государству по крайне низким ценам. К тому же наиболее упрямых и непокорных украинцев могли объявить кулаками или подкуркульниками и вывезти из села. И как следствие, многим селянам не оставалось ничего другого, как вступать в колхозы.
Но и колхозникам жилось не лучше: хлебозаготовительные планы резко и немотивированно росли, почти весь урожай забирала советская оккупационная власть.
Хлебозаготовительная кампания 1931 года вызвала в Украине голод. К весне 1932 голодной смертью умерло более 100 тыс. украинцев. Эта ситуация еще более обострила антикоммунистические настроения в обществе. Украиной снова катятся протесты. Это селянское движение сопротивления показало русским красным фашистам что, несмотря на все давление и террор, украинское село не смирилось.
Именно тогда Сталин в одном из писем к Кагановичу написал свою известную фразу: «...Если не возьмемся прямо сейчас за исправление положения на Украине, Украину можем потерять». Поэтому коммунистический режим приступил к «окончательному решению» украинского вопроса. И таким «решением» стал Голодомор 1932-1933 годов.