Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Categories:

Пресмыкаясь перед властью: Московская церковь как спецслужба (век ХVIII)

То, что русская православная (Московская) церковь чуть ли не со времен своего рождения (в эпоху Ивана ІІІ, Василия ІІІ и Ивана IV (Грозного)) была, игнорируя слова Христа: «Отдайте Богу Богово, а Кесарю — Кесарево», по сути, служанкой, если не рабыней светской власти — неопровержимый исторический факт. Окончательного совершенства этот процесс, являющийся классическим, одновременно и ухудшенным проявлением «византийщины», когда тамошнюю церковь реально возглавлял не Патриарх, а Константинопольский император — приобрел в эпоху Петра І. Именно поэтому ХVIII век будет в центре нашего разговора. Но вначале несколько коротких замечаний.

РПЦ

Тема этой статьи является, в контексте приобретения Украинской Православной Церковью такой желанной автокефалии, жизненно необходимой духовной, юридической и политической независимости от Москвы — предельно актуальной. Ведь украинцам нужно не просто эмоционально чувствовать, а очень хорошо знать (на уровне фактов, событий, документов), чем именно была — и в значительной степени является в настоящий момент! — та Московская церковь, которая с упрямством бешеного фанатика продолжает заявлять, что территории Украины это ее «каноническая территория», по-хамски обвиняет в «расколе православия» Вселенского Патриарха Варфоломея, украинское государственное руководство и высших православных иерархов УПЦ КП. Не желают Путин и Кирилл дать нам возможность разорвать последние «скрепы», привязывающие Украину к «Русскому миру»! Потому что это приблизит время последнего поражения как власть имущих политиков, так и квазиправославных идеологов, которые здесь сделали колоссальную ставку. И, чувствуется, главные политические и духовные баталии — еще впереди. (К слову, положив руку на сердце: вам не кажется, что все наставления на тему: «религия отделена от политики» являются по крайней мере, немножечко наивными, если не лицемерными? Как такого рода «отделение» случилось в Московии — об этом мы, собственно, и поговорим).

В этом разговоре нам помогут труды уникально талантливого современного российского историка из Санкт-Петербурга Евгения Анисимова, действительно честного и мужественного ученого, человека, который пишет правду о террористической практике тоталитарного российского государства в веке ХVIII (причем так, что легко угадывается за этим и столетие ХХ, и мы видим, что методы и средства органов «политического розыска» или же «сыска» при царе Петре І, и практика органов НКВД-ОГПУ-КГБ поразительным образом совпадают!). Так же совпадает и практика пресмыкательства перед властью Московского огосударствленного православия — от Феофана Прокоповича (которого и в настоящий момент восхваляют адепты «русского мира») — и вплоть до Патриарха Кирилла. Когда мы утверждаем, что и при Петре, и в настоящий момент такое православие фактически было и остается составляющей московской власти и ее спецслужб — это не риторическое преувеличение, а суровая правда.


ПЕТР I. ЭТО ИМЕННО ОН ОКОНЧАТЕЛЬНО ПРЕВРАТИЛ МОСКОВСКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ В СВОЮ ПОСЛУШНУЮ РАБЫНЮ. ИТАК, ЭТА ПРАКТИКА ВОЗНИКЛА НЕ СЕГОДНЯ, В ПУТИНСКИЕ ВРЕМЕНА — ЕЙ КАК МИНИМУМ УЖЕ 300 ЛЕТ

Евгений Викторович Анисимов отмечает: и до Петра цари московские стремились подчинить себе духовную область жизни государства, доминировать над властью религиозной (вспомним конфликт Алексея Михайловича и Патриарха Никона в середине ХVII века, не в последнюю очередь вызванный именно этим). Что же касается Петра, то он довел такую политику до абсолюта, до высшего «совершенства» (всего один факт: в 1700 году этот царь вообще отменил звание Патриарха и передал вскоре соответствующие полномочия «Святейшему Синоду», полностью контролируемому им лично, — причем эта институция просуществовала вплоть до 1917 года!). Царь Петр рассматривал всех священников — до наивысших — как должностных лиц, чья обязанность — служить государству и персонально ему (о Христе реально не говорилось) так же, как это делают чиновники любого ранга. Православные священники были обязаны действовать как помощники следственных спецслужб (страшного «Преображенского приказа», впоследствии — не менее страшной «Тайной канцелярии»), в случае необходимости присутствовать на пытках (недаром блестящий труд Евгения Анисимова называется: — «Русская пытка»), тщательным образом «увещевать» заключенных, исповедовать их (однако Петр выдал беспощадный приказ: содержание таких исповедей обязательно сообщать в Тайную канцелярию, в случае неповиновения священник мог поменяться местами с заключенным — подвиг чешского святого Яна Непомука, которому король в ХIV ст. приказал отрезать язык за отказ открыть тайну исповеди жены короля, — был непостижимым в Московии времен Петра.). Как правило, роль «следователей в рясе» — высказывание Е.Анисимова — выполняли «проверенные» и «надежные» попы из Петропавловского собора.

Когда устраивались судилища над важными «государственными преступниками», то среди членов суда обязательно были высшие церковные иерархи, которые активно участвовали в рассмотрении дела (правда, включенные в состав суда церковники лично не подписывали смертных приговоров, ссылаясь на запрет церковных соборов выносить приговоры в светских судах, но все же...). Петр и его преемники совсем не считались со священным статусом монастырей и относились к ним, как к тюрьмам, засылая туда «преступников», часто больных и искалеченных пытками. Но и сами священники тоже становились жертвами политических расправ: их арестовывали, подвергали пяткам, казнили, как и любого из подданных «государя» (такой страх держится веками!). Никакие обстоятельства — преклонный возраст, высокий сан, уважение среди православных, даже общепризнанная святость — здесь не спасали. В «подвалы» попадали священники, которые не вспоминали в церкви имя правящего царя (царицы), забывали вспомнить Синод, осмеливались в чем-то критиковать церковную политику власти, отрицали справедливость отмены патриаршего сана и тому подобное. Причем в толпе прихожан во время церковных служб было множество потенциальных доносчиков!

Невзирая на то, что существовало правило, которое запрещало подвергать пыткам священников, — это правило легко обходили. Тайная канцелярия просто требовала от Синода предоставить священника для публичного лишения такого «преступника» духовного сана. Когда это было сделано — то... Как писал Петр І об архимандрите Гедеоне, который вызвал его ярость: «О нем объявить в Синоде, и когда с него тот сан сымут — накрепко пытать» (то есть — на дыбу, кнутом и огнем. Такой вот образец «христианского государя».).

Несколько «красноречивых» нюансов к нашей теме. «Гуманная», «человечная» царица Екатерина ІІ (это уже 1763 год) приказала строго наказать — многими годами заключения — архиепископа Ростовского Арсения Мациевича, который встал на защиту церковной собственности. На несмелые упреки А.Бестужева-Рюмина в жестокости монархиня ответила так: «Не знаю, какую б я причину подала сумневаться о моем милосердии и человеколюбии. Прежде сего и без всякой церемонии и формы не по столь еще важным делам преосвященным головы секали...».

Второй показательный момент. В 1753 году, во времена царицы Елизаветы Петровны, между Синодом и Сенатом (наивысшей юридической инстанцией империи) возник спор: с какого возраста несовершеннолетних «преступников»-подростков можно привлекать к следствию и подвергать пыткам? Сенат: с 16 лет, Синод — с 12 лет (!).

И наконец, о знаменитом Феофане Прокоповиче, украинце, одном из главных идеологов Петра. Он был «по совместительству» еще и экспертом по религиозным вопросам в делах о «государственной измене» (когда речь шла о раскольниках, высокого сана священниках и тому подобное). Его подтвердительный вывод как «эксперта» означал пытки, часто — пожизненное заключение или смерть. Делал он это охотно. Еще и инструкцию следователям составил: «Пришед к подсудимому, тотчас нимало немедля допрашивать. Всем вопрошающим наблюдать в глаза и на все лице его, не явится ли на нем каковое изменение, и для того поставить его лицом к окошкам. Как измену, на лице его усмотренную, так и все речи его записывать». А рядом — дыба, кнут и огонь. Вот таким был наш «высокообразованный» философ-землячек.
***
Сейчас мы не будем рассматривать то зло, которое Московская церковь натворила у нас в Украине — преследование инакомыслящих, притеснение языка, русификация на протяжении трех веков. Это — отдельная тема. Скажем лишь одно — та церковь глубоко искалечена страхом и злобой. Украинцам необходимо это очень хорошо знать и отделиться от нее как можно быстрее.

Игорь Сюндюков, «День»


Tags: Петр I, РПЦ, бесы, зло, московиты, московский патриархат, рабство, руssкое православие, скаленвстающие, спецслужбы, чекизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments