Олег Леусенко (oleg_leusenko) wrote,
Олег Леусенко
oleg_leusenko

Відродження нації Руси-України. Частина 7 (огляд)

Продолжение. Начало здесь: Відродження нації Руси-України. Частина 1 (огляд), Частина 2, Частина 3, Частина 4, Частина 5, Частина 6

На Ривненщине продолжается «Вождение куста»


Фото: Дубровицкой РГА

Региональный открытый фестиваль народного искусства «Вождение куста» в селе Сварицевичи Дубровицкого района на Ровенщине собрал сотни поклонников украинского фольклора.

«Фестиваль народного искусства «Вождение куста» ежегодно проводится именно в этом селе на 50-й день после Пасхи, в праздник Троицы. В тот день его жители идут все в храм, а после святой литургии на могиле родных приносят лепеху – «клечання» и оплакивают умерших – «причитания». А тем временем молодежь готовит «кусты». Это - группы девушек, которые будут ходить от дома к дому с поздравлениями и обрядовыми «кустовыми песнями», - рассказала собиратель древних украинских традиций этнограф Богдана Синенька.

По ее словам, молодые люди в лесу выбирают среди себя самую красивую девушку или женщину, которую и называют «Кустом» или же «Костянкой». Ее пышно наряжают в зелень.. Для девушек плетут из лепехи (аира) специальную юбочку, которую подвязывают цветной кромкой и цепляют к ней различные цветы и ветки с листьями. Обычно, голову венчают цветами и листьями клена.

На такое обрядовое действо, традиционно приезжают любители из Ровенской, Волынской области, Тернопольщины, Хмельнитчины.

В Україні вперше переклали частину Біблії мовою жестів



В Україні переклали жестовою мовою частину україномовної Біблії за редакцією професора Івана Огієнка. Про це повідомила прес-служба Церкви християн віри євангельської України (УЦХВЄ).

Переклад оприлюднений у форматі відеозбірника «Євангеліє від Марка» (саме ця книга Біблії стала першою, яку переклали на мову жестів), що складається з трьох дисків.

«Над проектом працювало близько 30 людей. Ми розпочали в жовтні 2015 року, і наразі маємо вже перший збірник. Найближчим часом плануємо випустити 20 тисяч примірників, які безкоштовно отримають люди з вадами слуху», – розповів керівник перекладацької групи Павло Смаль.

Після презентації і розповсюдження першої відеокниги керівники проекту планують залучити ще більше фахівців для перекладу інших частин Біблії.

Як повідомляється, до адаптації Євангелія від Марка долучилося «Українське Біблійне товариство», нині тривають перемовини з «Біблійним товариством глухих» у Лондоні, а також запрошують фахівців та консультантів з Америки та Європи.

Згідно із офіційними даними, в Україні нині мешкає близько 100 тис. людей з вадами слуху.

В летосчисление г. Днипро следует вернуть 252 года козацкого периода


На фото: Богородицкая крепость, реконструкция

Историки Днипра на основе архивных и археологических исследований ставят под сомнение дату основания города - 1776 год - и настаивают на включении козацкого этапа в официальную историю города, а это еще 252 года. Об этом сообщил директор Института истории Днипра, доцент Днипровского национального университета им. Олеся Гончара Олег Репан.

«Опираясь на методологические наработки профессора Ирины Ковалевой и декана исторического факультета ДНУ профессора Свитленко мы говорим о билинейной и полицентричной концепции возникновения города. Билинейность означает учет значения как правобережных, так и левобережных поселений в истории города, а полицентричность показывает важность различных поселений (их крепостей, церквей, ярмарок, перевозов) для формирования современного города. Поэтому мы настаиваем на включении козацкого этапа в официальную историю города, ведь он был искусственно изъят, чтобы утвердить российский приоритет в возникновении г. Днипро», - отметил Репан.

По его словам, с начала 2000-х годов до 2012-го проводились раскопки на Самар-Богородицкой крепости под руководством доктора исторических наук, профессора Ирины Ковалевой.Там обнаружили целый ряд артефактов, которые четко показывают непрерывность культурного слоя от 1520-х годов: это монеты, товарные пломбы, жилье. Поэтому, считают ученые, следует говорить о 1524 годе как о начале города. Фактически здесь существовало поселение городского типа, которое обеспечивало функционирование перевоза, имело очень мощное ремесло, здесь были укрепления, собиралось пошлины. Далее, с 1688 года существовала Богородицкая крепость. Ее разрушили в 1711 году, но жизнь здесь не прекращалась в 1710-1720-х годах, а во время московитско-турецкой войны укрепления восстановили. И уже в 1770-х годах Екатеринослав Кильченский построил именно потому, что Старосамарская крепость была его форштадтом и прикрывала его от возможного вражеского нападения.

На данный момент инициативу ученых, оформленную в резолюциях всеукраинских и областных научных конференций, в письмах с подписями уже более 30 кандидатов и докторов исторических наук, вынесут на рассмотрение днипровской общины.

Проект "Спадок": Як вбирались панянки Київщини в кінці XIX СТ.



Панянки Київщини доповнювали свій святковий образ коралями. ​Це намисто зазвичай визначало статус господарки – чим більше разок (ниток), тим заможніша родина. Якщо порівняти вартість такої прикраси з сучасними ювелірними виробами, вона за ціною не поступатиметься діамантовому кольє!

Відеоролики проекту "СПАДОК" (англ. Back to Basics) присвячені українській культурі, традиціям, народним звичаям. У частині циклу "Національне святкове вбрання" глядачі побачать, як в XIX-ХХ столітті виглядала українка в залежності від віку, соціального статусу т регіону проживання. Для цього в кожному з коротких, але яскравих епізодів, буде відтворено характерний для певного регіону етнічний образ.

KieVino Film Festival пройдет в кинотеатре под открытым небом


В Киеве 9-10 июня состоится Международный фестиваль короткометражных фильмов "KieVino Film Festival". Об этом сообщает пресс-служба Госкино.

"Главные награды фестиваля - "Лучший фильм по решению зрителя" и "Лучший короткометражный фильм". Кроме основных наград один из фильмов Национального конкурса получит подарок от фестивальной дистрибюторской компании Letter To Fest - сертификат на бесплатную рассылку фильма на 20 международных фестивалей", - говорится в сообщении.

В конкурсную программу фестиваля вошли 7 фильмов:

"Бамбуль", режиссер Саймон Остерман (2015, игровой, Германия)
"Декороза", Єнрике Булео (2016, игровой, Испания)
"Холодильник", Максим Сухарев (2016, игровой, Украина)
"Медея", Николай Засеев (2017, игровой, Украина)
"Скрабл", Кристиан Сульсер (2014, игровой, Швейцария)
"Сны Эдипа", Елена Ефименко (2016, игровой, Украина)
"Конец", Никита Лысков (2016, анимационный, Украина)

Программу определила экспертная комиссия в составе: Александр Гусев - кинокритик, программный директор фестиваля KieVino Film Festival, председатель жюри Международного кинофестиваля Marhanets Film Festival; Максим Черных - киновед, куратор киноклуба "Без попкорна"; режиссеры, сценаристы, продюсеры, Елена Демьяненко и Дмитрий Томашпольский.

9 июня состоится показ конкурсной программы в кинотеатре под открытым небом "Park Cinema", во время которого все зрители смогут проголосовать за избранный фильм, чтобы именно он получил награду "Лучший фильм по решению зрителей". Место проведения: парк "Наталья", Оболонская набережная. Вход свободный.

10 июня - показ конкурсной программы для кинокритиков, киножурналистов, людей, связанных с кино. Во время показа по результатам онлайн-голосование будет определен "Лучший короткометражный фильм" фестиваля. Место проведения: Выставочный центр, Галерея Артпричал (улица Набережно-Крещатикская, 10а, причал № 2). Вход по приглашениям.

Фестиваль начал свою работу в октябре 2016 года, предлагая на своем сайте статьи украинских и иностранных режиссеров, актеров, продюсеров и всех причастных к созданию кино. Основная идея фестиваля - создать уникальную дискуссионную площадку для профессионалов кинообласти, где каждый сможет учиться и обмениваться опытом, найти партнеров для сотрудничества.

“Терпи, терпи – терпець тебе шліфує…”: чудове відео на вірш Стуса

Лідерка гурту ONUKA Ната Жижченко, співачка Саша Кольцова, головна редакторка видання “Українська правда” Севгіль Мусаєва та телеведучий Олег Панюта записали відео, на якому читають вірш “Терпи, терпи – терпець тебе шліфує…”.

Цьогорічним лауреатом за особливий внесок в українську культуру та стійкість громадянської позиції став Сергій Жадан, український поет, прозаїк, перекладач, громадський активіст.

“Для мене це велика честь – бути Лауреатом саме цієї Премії – Премії імені Василя Стуса. Приємно і страшенно важливо в такий опосеркований спосіб бути причетним до поета, якого любиш, шануєш і читаєш”, – розповів він.

Премія Стуса заснована в 1989 році Українською асоціацією незалежної творчої інтелігенції (УАНТІ) на чолі з Євгеном Сверстюком (1928–2014) та вручалася щороку, 14 січня, до дня святого Василя.



Києво-Могилянська бізнес школа, Український центр Міжнародного ПЕН-Клубу та видавництво Дух і Літера починаючи з 2016 року вирішили взяти на себе справу продовження премії імені Василя Стуса, пише lifepravda.

Вірш “Терпи, терпи – терпець тебе шліфує…”, який прочитали українські журналісти й музиканти, був опублікований у 1986 у збірці “Палімпсести”.

Старый замок на Тернопольщине собирает гостей на средневековые рыцарские поединки



Очевидцами впечатляющих рыцарских поединков станут туристы и многочисленные гости праздника замке, который начинается на горе Бона в Кременце на Тернопольщине.

«Рыцарские турниры, которые продлятся несколько часов подряд, это – лишь один из эпизодов нынешнего праздника замке. В программе – оригинальное театрализованное действо-реконструкция древних средневекових традиций, выступления любительских коллективов, будет действовать городок народных ремесел», - сказал корреспонденту агентства начальник областного отдела туризма Назарий Яворский.

По его словам, гости праздника смогут увидеть игру актеров из театра «Савки», боевой гопак, заглянуть в кузницу на замковой горе, попытаются попасть в цель из лука и арбалета, насладятся казацкими блюдами. Это уже третий за последний месяц праздник замка, которое проводят на Тернопольщине.

Сейчас в области более 30 исторических фортификационных сооружений. В большинстве из них до конца года пройдут разнообразные фестивали, вечера средневековой культуры, файер-шоу, рыцарские турниры и традиционные дневные и ночные экскурсии по залам замковых дворцов.

10 мудрих цитат кардинала Любомира Гузара

Блаженніший Любомир Гузар протягом десятка років залишався моральним авторитетом для цілого покоління українців.

775673_w_300

Це людина, котра зверталася до співвітчизників зі сцени Майдану в день, коли найважчі дні революції були ще попереду. Його телевізійні виступи збирають рекордну аудиторію, а висловлювання миттєво стають афоризмами. Gazeta.ua знайшла 10 мудрих цитат Любомира Гузара.

1. “Ми маємо щось лише тоді, коли прагнемо до чогось величного і чистого. Ми будемо пропащими, якщо думатимемо лише про задоволення власних потреб”.

2. “Релігія — це не знання про Бога. Релігія — це зустріч із Богом. Така зустріч може бути лише особиста”.

3. “Ви дуже сильні, якщо бажаєте добра, якщо стараєтеся, якщо гуртуєтеся, якщо намагаєтеся спільно творити добро, жити чесно, жити творчо”.

4. “Ми дійшли до того, що людина дивиться на іншу людину як на ворога. Так багато насильства на телебаченні, що людина звикає до нього, думає, що так має бути. Коли нашим богом стає гріш, ми можемо дуже багато зробити, і це дуже небезпечно”.

5. “Між сходом і заходом України немає поділу. Поділ існує між тими, хто любить Україну, і тими, хто її не любить”.

6. “Влада боїться свободи в серцях значно більше, ніж голодного бунту. Тому що голодного можна купити, а вільного — тільки вбити”.

7. “Єдність — це теж є дар Божий. Та здається мені, що всі бажають його прийняти на власних умовах. Ніхто не хоче мінятися, кажуть: нехай цілий світ зміниться, але не примушуйте мінятися мене”.

8. “Корупція — це перш за все хвороба власної душі, а вже потім політична хвороба”.

9. “Ніхто так не шанує нашої свободи, як Бог. Але ми не маємо відваги бути вільними. Бо бути вільними – це бути відповідальними”.

10. “Війна, якою б жахливою вона не була, це й шанс подолати нашу відчуженість один від одного”.

Повагу українців до єпископа релігієзнавці називають суспільним феноменом. Ще в 2008 році, за даними дослідження, проведеного соціологічними службами Ukrainian Sociology Service та фонду Демократичні ініціативи, Гузару довіряли 21,2% жителів України, серед яких були не тільки парафіяни УГКЦ.

Мотопутешественники покажут Украину изнутри при помощи приложения


Фото на обложке: @ukraineinsideout

Украинка и американец отправляются в трехмесячное путешествие на мотоциклах по всем областям Украины, чтобы создать туристическое приложение на английском, украинском и московитском языках.

Авторами проекта Ukraine Inside Out стали тревел-журналист Наталья Адаменко и энтузиаст мотопутешествий Монти Миртл, который посетил 36 стран и проехал на мотоцикле около 100 тыс. км, сообщает портал Попутно.

«Проект имеет целью показать миру и украинцам настоящий туристический потенциал страны и богатство ее природы и истории, предоставить практическую информацию о местах для посещения, маршруты, дорожные условия. Также продемонстрировать два разных взгляда на нашу страну – местной и иностранца, украинки и американца» — объясняют идею её авторы.

Создать тревел-приложение они планируют на основании своих впечатлений, а также фото- и видеоматериалов, отснятых во время путешествия.

По мнению Миртла, информации об Украине на английском крайне мало — и путешественники планируют заполнить этот пробел. Старт проекта состоялся в рамках 15-го Международного мотофестиваля «Тарасова Гора», который начался 29 мая, под Черкасами.

Следить за приключениями Ukraine Inside Out можно на сайте проекта или в соцсетях.

На Волыни нашли пряжку знатного викинга, на которой изображен путь воина в Валгаллу

Украинские археологи обнаружили редкий артефакт

Picture

Находка - бронзовая с позолотой пряжка, на которой изображен путь воина в Валгаллу. Такая вещь могла принадлежать только знатному викингу. Пряжку нашли в волынском селе Пульмо. Раскопки велись на берегу озера Пулемецкое в Шацком районе, сообщает "Кордон", пишет kp.ua.

Присутствие суровых викингов на Волыни мало изучено, поэтому находка представляет большой интерес и сейчас хранится в Волынском краеведческом музее.

Валгалла - это рай для викингов, погибших в бою. Там они бесконечно пируют и веселятся. Как рассказал археолог Сергей Демидюк, на пряжке, в частности, есть "крыша" Валгаллы с головами воронов - Хугина и Мунина, а по бокам - фигуры волков Гери и Фреки. Эти мифические животные сопровождали скандинавского бога Одина.

Лауреат Пулітцерівської премії написала книгу про Голодомор

Енн Епплбом написала книгу про Голодомор в Україні «Червоний голод. Війна Сталіна проти України».



«Вона про історію, але історія — це те, що потрібно для розуміння політики сьогодення» — зазначила Епплбом в своєму фейсбуці. «Червоний голод. Війна Сталіна проти України» має вийти в жовтні цього року, напередодні 85-х роковин Голодомору, пише zaxid.net.

У 2003 році відома журналістка опублікувала книгу «Історія ГУЛАГу», за яку отримала Пулітцерівську нагороду. Наступною працею Енн Епплбом стала «Залізна завіса. Придушення Східної Європи. 1944-1956», яка вийшла 2012 року і стала бестселером.

Подземные лабиринты Одессы: озера, бункер и катакомбник



Одесса - южный украинский город с живописными улицами, уютными двориками и радушными горожанами. Однако есть здесь и другая сторона жизни – подземная. C ней познакомился фотокорреспондент Укринформа, cпустившись в одесские катакомбы.

Эта уникальная достопримечательность роднит Одессу с Римом и Парижем. Но если римские катакомбы имеют общую длину около 200 км, а парижские – до 300 км, то протяжность одесских подземных ходов составляет 2,5 тысячи километров. Правда, много пространства засыпано песком. Это сделано для того, чтобы под землю не ушли активно возводящиеся в последнее время новостройки.

Одесские катакомбы - один из самых огромных бессистемных лабиринтов в мире. Большую его часть составляют каменоломни, образовавшиеся вследствие добычи ракушняка для строительства города. Также здесь есть «мины» – созданные людьми подвалы, геологоразведочные шурфы, ливневые коллекторы и другие подземные пустоты. А дополняется система лабиринтов пещерами, глубина залегания которых достигает более 30 м, что на 15 м выше уровня моря.

Здесь всегда плюс 14 градусов по Цельсию и высокая влажность. Спустившегося сюда ждут узкие туннели, бункеры, карстовые пещеры с костями доисторических животных, настенные рисунки и даже озера.

Жизнь под землей здесь начала зарождаться в ХІХ веке. С какой скоростью росла Одесса - с такой же под ней образовывался подземный город. Уже тогда рукотворные пещеры стали обитаемы  -  они служили жилищем для каменотесов и бездомных. Поначалу тянулись по обрывам вдоль приморской полосы от мыса Ланжерон в направлении Малого Фонтана и далее. Затем пещеры стали портить пейзажи и переместились на берега Куяльницкого и Хаджибейского лиманов.

А вот в конце ХІХ - начале ХХ века катакомбы стали территорией контрабандистов, где скрывали всё: от краденных вещей до похищенных на продажу девушек. Через подземные ходы товар доставляли хоть в самый центр города, хоть на окраины. Во многих домах подвал был соединен с подземным миром.

Такая таинственность породила и множество легенд, связанных с одесскими катакомбами. Так, и сегодня искатели кладов мечтают найти здесь "Золотой Титаник". Существует легенда, что на известном всему миру "Титанике" был одесский миллионер, которому удалось выжить. Придя в себя после трагедии, он попросил выплавить ему уменьшенную копию лайнера из чистого золота весом в 20 кг. Во время революционных событий миллионер решил эмигрировать, но увезти с собой свой увесистый талисман не смог, поэтому спрятал его в катакомбах, вмуровав в стену.

Еще одесские рассказчики "поселили" в подземных лабиринтах катакомбника – покрытого шерстью карлика-отшельника – страшного, но безобидного.

В годы Второй мировой войны катакомбы были укрытием для партизанских и диверсионных отрядов. А после, во времена "холодной войны", здесь создали противоатомный бункер вместительностью 1200 человек с электричеством, системой обновления  воздуха и воды. За ненадобностью сооружения оборудование бункера было разграблено.


Фото: Нина Ляшонок/Укринформ

В декабре 2016 года одесские каменоломни были внесены в Государственный реестр недвижимых объектов культурного наследия. Речь идет о трех объектах: "Старинной каменоломне Карантинной балки, 1811-1814 гг.", "Каменоломнях Молдаванки, 1850-1880 гг." и "Подземном ходе Воронцовского дворца, 1826 г.".

Одесские катакомбы открыты для экскурсий по различным маршрутам. Туристам предлагают многочасовые путешествия по извилистым подземным коридорам. А в катакомбах под Молдаванкой, например, можно проводить квесты, различные праздники, концерты и конференции.

Продовження: Відродження нації Руси-України. Частина 8 (огляд)

Ссылки на все части дайджеста "Відродження нації Руси-України" і "Как в Украине ничегониделаеца" можно посмотреть здесь
*****
Допомога антимосковському проукраїнському блогу (за бажанням) / Помощь блогу (при желания и наличии средств):
Реквизиты: карта “ПриватБанк” № 5168 7422 0772 0016


Tags: Гузар, Український Ренесанс, возрождение, книги, культура, мандри, мистецтво, патриотизм, популяризация Украины, традиции, туризм, українське, фестивалі, фольклор, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments